Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 9769-8 "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения по итогам встречи Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина с членами Совета палаты Совета Федерации 24 февраля 2021 г.
Законопроект направлен на повышение уровня охраны и защиты региональных брендов, создание новых возможностей для экономического развития регионов и поддержки местных производителей, а также на обеспечение дальнейшей интеграции Российской Федерации в глобальные системы охраны объектов интеллектуальной собственности.
Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации (далее - Лиссабонское соглашение) принято 31 октября 1958 г. На Дипломатической конференции 20 мая 2015 г. принят Женевский акт Лиссабонского соглашения (далее - Женевский акт), вступивший в силу 26 февраля 2020 г.
Женевский акт направлен на модернизацию и совершенствование международной системы охраны обозначений, указывающих на географическое происхождение продукта, а также на расширение перечня объектов охраны.
В отличие от Лиссабонского соглашения, применяемого только в отношении наименований мест происхождения, Женевский акт предусматривает охрану также и географических указаний.
В рамках Женевского акта владельцы наименований мест происхождения и географических указаний получают возможность испрашивать охрану в нескольких странах путем подачи одной заявки на одном языке, что позволяет снизить издержки при международной регистрации.
Договаривающиеся Стороны Женевского акта обязуются обеспечить правовые средства, препятствующие неправомерному использованию наименований мест происхождения и географических указаний, получивших международную регистрацию, а также любому использованию, которое равносильно их имитации.
В настоящее время Женевский акт охватывает в общей сложности более 30 государств.
Решение о присоединении Российской Федерации к Женевскому акту подлежит принятию в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 и подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку исполнение Российской Федерацией положений Женевского акта" устанавливает иные правила о международной регистрации наименований мест происхождения и географических указаний, чем предусмотренные российским законодательством.
Принятие законопроекта потребует наделения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) дополнительными полномочиями по рассмотрению заявок на международную регистрацию наименований мест происхождения и географических указаний. В целях предоставления правовой охраны наименованиям мест происхождения или географическим указаниям по международным регистрациям Роспатент будет проводить экспертизу в объеме, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации для национальных заявок, по результатам которой будет приниматься решение о предоставлении правовой охраны или об отказе в ее предоставлении на территории Российской Федерации.
Необходимость совершения предложенных в законопроекте заявлений обоснована тем, что согласно действующему законодательству Российской Федерации в отношении обозначенных объектов интеллектуальной собственности проводится проверочная экспертиза. Таким образом, Российская Федерация заявляет о том, что охрана предоставляется на территории Российской Федерации только в случае уплаты пошлины для покрытия расходов на экспертизу по существу в отношении международной регистрации и административной пошлины в связи с использованием бенефициарами наименования места происхождения или географического указания.
Как предусмотрено Женевским актом, размеры российских индивидуальных пошлин будут соответствовать национальным пошлинам (при этом размер индивидуальных пошлин будет установлен в швейцарских франках).
Согласно пункту 1 статьи 15 Женевского акта компетентный орган Договаривающейся Стороны может уведомить Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности об отказе в признании действия международной регистрации на ее территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Женевского акта Российская Федерация уведомляет о продлении срока экспертизы. В связи с присоединением возможен запрос о проведении экспертизы в отношении географических указаний и наименований мест происхождения, которые уже включены в международный реестр. Таким образом, указанный процесс подразумевает значительный объем работ, в связи с чем Российская Федерация заявляет о продлении на один год срока, упомянутого в пункте 1 статьи 15 Женевского акта.
Кроме того, в соответствии с правилом 5(3) Инструкции к Женевскому акту и для соблюдения действующего законодательства Российская Федерация уведомляет о требовании приведения в заявке сведений, касающихся в случае наименования места происхождения свойства товара и его связи с условиями географического района производства, а в случае географического указания - качества, репутации или иной особенности товара и его связи с географическим районом происхождения, что соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с необходимостью внесения изменений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также в правовые акты Роспатента законопроектом предусмотрено вступление федерального закона в силу по истечении года после его официального опубликования.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также требований о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях"
Принятие Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях"
В связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях" потребуется принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с присоединением к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях".
Основание - приведение гражданского законодательства в части регистрации наименований мест происхождения товаров и географических указаний в соответствие с требованиями Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях.
Срок подготовки - в течение восьми месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях".
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - МИД России, Роспатент.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях"
В связи с принятием проекта федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Женевскому акту Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях" потребуется принятие следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) "Об утверждении размеров пошлин, уплачиваемых в связи с правовой охраной наименований мест происхождения и географических указаний на территории Российской Федерации в соответствии с Женевским актом Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях".
Срок подготовки - в течение десяти месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О ратификации Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях".
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнители - Минфин России, Роспатент.
2) "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 г. N 218" в части предоставления Роспатенту полномочий по рассмотрению заявок на международную регистрацию наименования места происхождения и географического указания, поданных по процедуре Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях.
Срок подготовки - в течение десяти месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О ратификации Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях".
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Соисполнитель - Роспатент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.