Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 9703-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - законопроект) предусматривает установление права заказчиков обеспечивать реализацию программ по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг.
Законопроект разработан в целях обеспечения исполнения мероприятия, предусмотренного пунктом 4.5 раздела 4.3 паспорта национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16.
В рамках реализации указанного мероприятия предусмотрены внедрение механизмов и разработка методических рекомендаций по развитию ("выращиванию") поставщиков - субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков в том числе с использованием инфраструктуры поддержки МСП.
Так, в соответствии с пунктом 15 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 (далее - Положение), присоединиться к программе партнерства могут только субъекты МСП, являющиеся поставщиками (имеющие опыт исполнения договоров, заключенных по результатам закупок).
Программы партнерства могут предусматривать мероприятия, направленные на оказание крупнейшими заказчиками финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) без привлечения денежных средств из федерального бюджета в случаях, если проведение таких мероприятий предусмотрено федеральными законами (подпункт "г" пункта 15(2) Положения).
Вместе с тем законодательство Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих возможность оказания указанных мер поддержки крупнейшими заказчиками субъектам МСП. При этом практика показывает отсутствие у субъектов МСП профессиональных и финансовых возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки, а также несоответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым заказчиками к участникам закупки, влекущие неспособность субъектов МСП обеспечить исполнение договоров, заключенных с крупнейшими заказчиками.
Кроме того, частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок, включая создание участнику закупки преимущественных условий, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В связи с этим в целях создания условий для развития субъектов МСП, повышения уровня их готовности к внедрению новых технологий, модернизации, реконструкции и техническому перевооружению производства законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) в части установления права реализации заказчиками программ по развитию субъектов МСП в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг (далее - программы развития), предусматривающих мероприятия по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП - участникам программ развития, которые могут быть реализованы заказчиками при участии АО "Корпорация "МСП", организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП и иных заинтересованных органов (организаций).
Предлагаемое законопроектом регулирование правоотношений, возникающих при реализации программ развития, позволит обеспечить прозрачность процедур утверждения и реализации указанных программ, а также равный доступ субъектов МСП к поддержке, оказываемой заказчиками при участии АО "Корпорация "МСП", организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП и иных заинтересованных органов (организаций).
В указанных целях законопроектом определены основные требования к содержанию программ развития, а также выделяются следующие этапы их реализации:
разработка и утверждение заказчиком программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
разработка и утверждение индивидуальных карт развития участников программ развития с указанием сроков и ответственных лиц по каждому мероприятию;
определение заказчиком номенклатуры товаров (работ, услуг), в отношении которых может осуществляться реализация программ развития, а также определение организациями инфраструктуры поддержки и (или) иными органами индекса технологической готовности субъекта МСП;
отбор субъектов МСП в целях их участия в программах развития;
реализация и мониторинг своевременного исполнения индивидуальных карт развития участников программ развития.
Также законопроектом предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению:
перечня заказчиков, которые вправе обеспечивать реализацию программ развития;
формы программ развития с учетом требований, предусмотренных законопроектом;
порядка ведения АО "Корпорация "МСП" реестра программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и осуществления мониторинга реализации программ развития поставщиков;
порядка отбора участников отбора субъектов МСП для участия в программах развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и требований к участникам программ развития.
В целях исключения негативных последствий, связанных с досрочным прекращением реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) законопроектом предлагается предусмотреть сохранение права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых были исключены из единого реестра субъектов МСП в период реализации программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, до окончания срока реализации индивидуальной карты развития субъекта МСП.
При этом, учитывая предусмотренные законопроектом меры по обеспечению равного доступа субъектов МСП к участию в программе развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), отсутствуют риски создания неравных условий для иных субъектов МСП.
В целях оптимизации процедуры отбора в части сокращения излишних временных и организационных издержек, связанных с проведением отбора субъектов МСП в случае, если желающих принять участие в программе развития окажется меньше, чем планировалось заказчиком, законопроектом предлагается установить право заказчика не проводить отбор.
В целях обеспечения контроля реализации программ развития законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон N 209-ФЗ, предусматривающих наделение АО "Корпорация "МСП" полномочиями по ведению реестра программ развития и проведению мониторинга их реализации.
Принятие Федерального закона создаст условия для увеличения количества квалифицированных и конкурентоспособных поставщиков, уровень технологической готовности которых будет соответствовать требованиям заказчиков.
Предусмотрен особый порядок вступления в силу Федерального закона по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования. Данный порядок обусловлен необходимостью подготовки подзаконных актов, определяющих порядок реализации положений законопроекта, а также необходимостью реализации подготовительных мероприятий крупнейшими заказчиками в целях реализации программ развития.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие Федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также перечня основных требований к участникам таких программ и порядку проведения их отбора".
Основание: абзацы пятый, седьмой и восьмой пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия соответствующего проекта федерального закона во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления Правительства Российской Федерации и краткое описание: необходимость утверждения формы программы развития с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом, а также порядка отбора участников отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для участия в программах развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и требований к участникам таких программ.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга реализации программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и порядке ведения реестра таких программ".
Основание: абзацы пятый и девятый пункта 3 статьи 1 Федерального закона.
Срок подготовки - в течение четырех месяцев после принятия соответствующего проекта федерального закона во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления Правительства Российской Федерации и краткое описание: необходимость установления порядка ведения АО "Корпорация "МСП" реестра программ развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и осуществления мониторинга реализации таких программ.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.