Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 9712-8 "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2020 г. N Пр-741 и направлен на повышение ответственности граждан и должностных лиц за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие причинение ущерба лесным насаждениям в результате пожара.
На протяжении последних 10 лет на территории Российской Федерации ежегодно происходит более 11 тысяч лесных пожаров. При этом в 90% случаев причины пожаров связаны с неправомерными неосторожными действиями человека, в том числе вызванными палами сухой травянистой растительности, в результате перехода огня с прилегающих к лесу территорий.
В 2018 году произошло 12,1 тыс. лесных пожаров с ущербом 19,8 млрд. руб., в 2019 году - 13,6 тыс. пожаров с ущербом более 13,4 млрд. руб., в 2020 году - 14,8 тыс. пожаров с ущербом более 11,5 млрд. руб.
Ответственность за противоправные деяния, повлекшие возникновение лесного пожара, установлена статьей 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) и частью четвертой статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Предметом противоправного посягательства в обоих случаях являются лесные и иные насаждения.
Вместе с тем в составе преступления, предусмотренного частью первой статьи 261 УК РФ, не установлен размер ущерба от лесного пожара как критерий криминализации деяния, причинение которого влечет наступление уголовной ответственности. Этот пробел приводит к тому, что дознаватель органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, связанном с лесным пожаром, обязан привлечь лицо, виновное в возникновении такого пожара, к уголовной ответственности за неосторожные действия, вызвавшие причинение ущерба лесным и иным насаждениям, вне зависимости от суммы причиненного ущерба.
Для разграничения уголовно наказуемых деяний от административных правонарушений в большинстве составов преступлений УК РФ закреплен критерий криминализации деяния, который неотъемлемо связан с размером причиненного вреда.
Проведенный анализ лесных пожаров показал, что данные пожары характеризуются низовым, беглым распространением по лесной подстилке и корням деревьев, слабой и средней интенсивностью горения. В среднем ущерб, причиняемый одним лесным низовым пожаром, составляет порядка 8 тысяч рублей.
В этой связи законопроектом предлагается определить в качестве обязательного криминообразующего признака причинение значительного ущерба, под которым будет пониматься стоимость уничтоженных или поврежденных лесных насаждений и иных насаждений, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике и превышающая 10 тысяч рублей.
Признание утратившей силу части второй статьи 261 УК РФ в законопроекте обусловлено тем, что в части первой данной статьи устанавливается критерий отграничения неосторожного преступления от административного правонарушения по части четвертой статьи 8.32 КоАП РФ. В то же время повышается санкция за совершение данного преступления. Дальнейшее увеличение суммы ущерба на квалификацию первоначального деяния, его характер и степень общественной опасности влияния не оказывают, отражаясь исключительно на тяжести последствий лесного пожара, его площади и сумме окончательного ущерба.
При конструировании в законопроекте новой диспозиции части первой статьи 261 УК РФ учитывалось, что новый состав преступления встраивается в уже существующую систему, представленную в данной статье и в смежных нормах, а потому построение не только самого состава, но и адекватной ему санкции должно было соотноситься с действующими санкциями. При декриминализации части второй статьи 261 УК РФ ее санкция полностью повторяется в проектируемой части первой статьи 261 УК РФ. Одновременно выполняется требование пункта 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2020 г. N Пр-741 о повышении ответственности граждан и должностных лиц за нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие причинение ущерба лесным насаждениям в результате пожара.
Предлагаемые изменения позволят четко отграничить составы административных и уголовно наказуемых деяний, повлекших по неосторожности лесные пожары, и усилить ответственность за их совершение. Наряду с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части закрепления подследственности уголовных дел за дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Законопроект вносится в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Предполагается их одновременное принятие.
Принятие законопроекта позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.