Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 9719-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 26 июня 2021 г. N Пр-1096.
В настоящее время согласно частям 2.1 и 2.2 статьи 5, статье 12 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), запреты, установленные Законом о защите конкуренции, на злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентных соглашений (за исключением предусмотренного частью 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрета на картель) не применяются к хозяйствующим субъектам, выручка которых не превышает четыреста миллионов рублей.
Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" предельные значения дохода малых предприятий составляют восемьсот миллионов рублей.
Согласно статистической ведомственной отчетности Федеральной антимонопольной службы за 2018 - 2020 годы из общего количества хозяйствующих субъектов, в отношении которых установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) по статье 10 и части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, более 20% составляют хозяйствующие субъекты с размером выручки от деятельности на товарном рынке, на котором совершено нарушение, от четырехсот до восьмисот миллионов рублей.
Кроме того, в соответствии со статьей 28 Закона о защите конкуренции предварительному согласованию с антимонопольным органом подлежат сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) превышает четыреста миллионов рублей. С учетом предельных значений дохода малых предприятий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" указанные значения также могут быть увеличены до восьмисот миллионов.
За период 2018 - 2020 годы Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами рассмотрено более трех тысяч ходатайств на получение предварительного согласия на создание и реорганизацию коммерческих организаций, заключение соглашений, совершение сделок в случаях, предусмотренных Законом о защите конкуренции. В среднем за указанный период 15% ходатайств были связаны с согласованием сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов которых (и их группы лиц) составила менее восьмисот миллионов рублей.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон о защите конкуренции, в соответствии с которыми не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем которого являются одно физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восемьсот миллионов рублей.
При этом действующие положения Закона о защите конкуренции, которые не подлежат изменению предлагаемым законопроектом, предусматривают, что исключения не распространяются на: хозяйствующих субъектов, входящих в группу лиц с другими хозяйствующими субъектами; финансовые организации; субъекты естественной монополии; хозяйствующих субъектов, имеющих в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц; хозяйственных обществ, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Также предлагается внести изменения в Закон о защите конкуренции, в соответствии с которыми не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, если выручка от реализации товаров такого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя за последний календарный год не превышает восемьсот миллионов рублей, а также хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, либо входящего в группу лиц с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, входящих в группу с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает восемьсот миллионов рублей.
Также законопроектом предлагается внести в часть 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции изменения, в соответствии с которыми запреты, указанные в части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, не распространяются на соглашения хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с нормами, прямо указанными в Законе о защите конкуренции, если совокупная сумма выручки таких хозяйствующих субъектов не превышает восемьсот миллионов рублей.
Законопроект также предусматривает повышение пороговых значений размера активов хозяйствующих субъектов за последний календарный год с четырехсот миллионов рублей до восемьсот миллиона рублей, при которых к таким хозяйствующим субъектам не будут применяться требования антимонопольного законодательства по согласованию сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций.
Аналогичные изменения предлагается внести в часть 4.1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрев тем самым, что антимонопольные требования, предусмотренные статьями 13 (за исключением подпункта "д" пункта 4 и пункта 6 части 1) и 14 указанного Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает восемьсот миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает восемьсот миллионов рублей.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не оказывает влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.