Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 9732-8 "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в соответствии пунктом 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2020 г. N Пр-741 и направлен на разграничение составов административных и уголовно наказуемых деяний, повлекших по неосторожности лесные пожары.
В настоящее время проблемы квалификации вида ответственности - административной по части четвертой статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и уголовной по части первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) обусловлены отсутствием четкого определения размера ущерба лесным и иным насаждениям в результате нарушения правил пожарной безопасности либо неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Предметом посягательства противоправного действия в обоих случаях являются лесные и иные насаждения.
В целях решения проблем разграничения уголовно наказуемых деяний от административных правонарушений во множестве составов преступлений УК РФ закреплен критерий криминализации деяния, который неотъемлемо связан с размером причиненного вреда. Законопроект предусматривает соподчинение норм КоАП РФ нормам УК РФ и вносится в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
В соответствии с проектируемой нормой административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, наступает при условии, если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния.
Законопроектом предполагается разграничить уголовно наказуемое деяние "уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо нарушения правил пожарной безопасности в лесах" от административного правонарушения "нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека".
Круг лиц, на которых распространено действие законопроекта, - граждане, руководители объектов и иные должностные лица, отвечающие за выполнение требований в области пожарной безопасности.
Принятие законопроекта позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.