Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 10309-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается за гражданами, впервые претендующими на получение охотничьего билета, законодательно закрепить обязанности по прохождению обучения требованиям охотминимума и проверки на знание требований охотминимума, включающих в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты и основы биологии диких животных, а также предоставить выписку о результатах медицинского освидетельствования, предусмотренного статьей 6.1 Федерального закона "Об оружии", содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием.
При этом, последняя обязанность не распространяется на физических лиц, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, принимая во внимание прохождение такими лицами службы в соответствующих организациях и имеющих определенный уровень специальной подготовки.
В настоящее время законодательством Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов определено, что граждане, получающие охотничий билет, обязаны под роспись ознакомиться с требованиями охотминимума.
Такая процедура не гарантирует приобретение гражданином минимального необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков, о чем свидетельствует статистика выявляемых нарушений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (за период 2014 - 2019 годов ежегодное количество выявляемых правонарушений превышает 50000).
Так, в 2019 году выявлено около 52000 подобных нарушений, по которым возбуждено 45380 дел об административных нарушениях связанных с несоблюдением требований правил охоты, являющихся составной частью требований охотминимума, а также 1392 уголовных дела по фактам незаконной охоты и установленных сроков охоты.
При этом минимальное количество несчастных случаев на охоте с 2015 года не опускается ниже 40 в год, достигая в отдельные годы показателей в 58 (2019 год) и 60 (2016 год) случаев.
Наличие у гражданина, впервые получающего охотничий билет, минимального, необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков может быть получено им при прохождении обучения требованиям охотминимума и подтверждено по результатам его проверки на знание требований охотминимума. Наличие набора знаний будет способствовать соблюдению гражданином установленных требований при осуществлении охоты, позволит уменьшить количество и тяжесть несчастных случаев на охоте, сократит ущерб, наносимый охотничьим ресурсам и среде их обитания.
Процедура прохождения обучения и проверки на знание требований охотминимума заменит существующую процедуру ознакомления заявителя с указанными требованиями в рамках реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по выдаче охотничьих билетов, в связи с этим принятие законопроекта не затронет расходных обязательств субъектов Российской Федерации по исполнению данного полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Проведение обучения и проверки на знание требований охотминимума, а также определение результатов проверки на знание требований охотминимума предполагается осуществлять органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Формирование перечня вопросов для проверки на знание требований охотминимума возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Вступление законопроекта в силу предлагается с 1 сентября 2022 г. в целях подготовки для его реализации подзаконных нормативных правовых актов, в том числе содержащих обязательные требования.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации. При этом проект федерального закона содержит обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче охотничьего билета.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Предлагаемые проектом федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлияет на доходы и расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Осуществление предусмотренных проектом федерального закона полномочий по обучению требованиям охотничьего минимума и проверке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации знаний требований охотничьего минимума (далее - охотминимум) будет осуществляться в пределах установленной численности работников указанных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим органам в бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Предлагаемая процедура прохождения обучения требованиям охотничьего минимума и проверки на знание требований охотминимума заменит действующую процедуру ознакомления заявителя с указанными требованиями в рамках реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по выдаче охотничьих билетов.
В отличие от реализации полномочия по ознакомлению с требованиями охотминимума осуществление проектируемого полномочия допускает возможность проверки знаний физического лица, а так же допускает проведение выборочной проверки знаний охотниками требований охотминимума, что позволяет осуществлять проектируемое полномочие в более сокращенные сроки и не требует привлечения к его реализации дополнительных человеческих и материальных ресурсов.
В этой связи реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не затронет расходных обязательств субъектов Российской Федерации по исполнению данного полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Потребуется издание следующих постановлений Правительства Российской Федерации:
1) "Об установлении Порядка проведения обучения требованиям охотничьего минимума, проверки на знание требований охотничьего минимума и определения результатов проверки на знание требований охотничьего минимума".
Обоснование необходимости подготовки - предусмотренная Федеральным законом новая статья 21.1 и редакция статьи 32 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Примерный срок - 31 мая 2022 г.
Цель внесения изменений - установление порядка проведения обучения требованиям охотничьего минимума, проверки на знание требований охотничьего минимума и определения результатов проверки на знание требований охотничьего минимума.
Предмет правового регулирования - порядок проведения обучения требованиям охотничьего минимума, проверки на знание требований охотничьего минимума и определения результата такой проверки.
Содержание правового регулирования - издание нового нормативного правового акта.
Головным исполнителем, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, будет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соисполнителями - Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
2) "О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219".
Обоснование необходимости изменения - предусмотренная Федеральным законом новая статья 21.1 и редакция статьи 32 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Примерный срок - 31 мая 2022 г.
Цель внесения изменения - дополнение Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации полномочием по формированию перечня вопросов для проверки на знание требований охотничьего минимума.
Предмет правового регулирования - формирование перечня вопросов для проверки на знание требований охотничьего минимума.
Содержание правового регулирования - внесение изменений в действующий нормативный правовой акт.
Головным исполнителем, ответственным за подготовку проекта нормативного правового акта, будет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соисполнителями - Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Потребуется издание следующих приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1) "О внесении изменений в Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 г. N 13, и Требования охотничьего минимума, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2011 г. N 568".
Обоснование необходимости изменения - предусмотренная Федеральным законом новая статья 21.1 и редакция статей 21, 32, 34 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Примерный срок - 31 мая 2022 г.
Цель внесения изменений - приведение положений подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с положениями Федерального закона.
Предмет правового регулирования - основания для получения и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, порядок продления его действия, а также требования охотничьего минимума.
Содержание правового регулирования - внесение изменений в действующие нормативные правовые акты.
Головным исполнителем, ответственным за подготовку и издание указанного проекта ведомственного акта, будет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
2) "Об утверждении перечня вопросов для проверки на знание требований охотничьего минимума".
Обоснование необходимости изменения - предусмотренная Федеральным законом новая статья 21.1 и редакция статьи 32 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Примерный срок - 31 мая 2022 г.
Цель внесения изменений - приведение положений подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с положениями Федерального закона.
Предмет правового регулирования - формирование перечня вопросов для проверки на знание требований охотничьего минимума.
Содержание правового регулирования - издание нового нормативного правового акта.
Головным исполнителем, ответственным за подготовку указанного проекта ведомственного акта, будет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.