Досье на проект федерального закона
Объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) являются только объекты животного мира, отнесенные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) к охотничьим ресурсам.
Вместе с тем, за добычу большой группы массово добываемых охотниками видов охотничьих ресурсов (гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисица, белки и другие) размеры ставки сбора за их добычу в настоящее время не установлены.
Сбор за пользование объектами животного мира как в действующей редакции Кодекса, так и в проектируемой уплачивается лицами, претендующими на получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В соответствии с федеральным законодательством об охоте получение такого разрешения необходимо для осуществления 6 из 7 видов охоты - исключением является охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
Вместе с тем за добычу большой группы массово добываемых охотниками видов охотничьих ресурсов (гуси, казарки, утки, рябчик, зайцы, лисица, белки и другие) размеры ставки сбора за их добычу в настоящее время не установлены.
В целях соблюдения одного из основных принципов правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов - принципа платности пользования охотничьими ресурсами, установленного статьей 2 Закона об охоте, законопроектом предлагается установить единую сумму сбора за охотничьи ресурсы, перечисленные в подпункте "в" пункта 1 части 1 и пункте 2 части 1 статьи 11 Закона об охоте.
Указанный сбор за пользование массовыми видами охотничьих ресурсов предлагается оплачивать до получения разрешения на их добычу путем единовременной уплаты суммы сбора за пользование такими охотничьими ресурсами независимо от количества разрешений на добычу охотничьих ресурсов при условии, что сроки охоты, установленные в указанных разрешениях на добычу охотничьих ресурсов, истекают в течении одного года с даты уплаты сбора. При этом сумма сбора за пользование указанными охотничьими ресурсами определяется в размере ставки сбора, установленной для соответствующих охотничьих ресурсов, независимо от количества особей используемых охотничьих ресурсов.
Ставку сбора за пользование охотничьими ресурсами предлагается установить в размере 600 рублей для массовых видов пушных животных, относящихся к охотничьим ресурсам, и 700 рублей для птиц, относящихся к охотничьим ресурсам. Кроме того, в связи с существенным ущербом, который наносится иным охотничьим ресурсам и сельскохозяйственным животным, законопроектом предлагается установить ставку сбора за добычу волка и шакала в размере 0 рублей.
Биологические особенности и фактическая численность указанных охотничьих ресурсов позволяют обеспечить их массовую добычу, поскольку быстрое восстановление популяций данных охотничьих ресурсов предотвращает потенциальные риски, связанные с их добычей при применении предлагаемого законопроектом подхода к определению суммы сбора за пользование объектами животного мира.
Уплата такого сбора оптимальна для охотников, даже имеющих небольшие доходы, и позволит им в течение года с даты уплаты сбора получать неограниченное количество разрешений на добычу охотничьих ресурсов вне зависимости от количества таких охотничьих ресурсов, предполагаемых к добыче, но в пределах лимитов, квот, нормативов и норм, устанавливаемых в соответствии с Законом об охоте, при этом в отношении лиц, для которых реализация продукции охоты является источником существования, законопроект не только не устанавливает дополнительной финансовой нагрузки, но и значительно снижает действующую.
В частности, в настоящее время при осуществлении охоты в отношении нескольких видов охотничьих ресурсов в различных местах охоты требуется получения нескольких разрешений на добычу охотничьих ресурсов, что связано с необходимостью неоднократной уплаты государственной пошлины в виде платы за совершение в отношении заявителя юридически значимых действий. Аналогичный подход используется и при получении разрешений на добычу охотничьих ресурсов в весенний период и иные периоды охоты. Принятие законопроекта позволить избежать указанных административных барьеров при осуществлении охоты на птиц и массовые виды пушных животных.
При этом уплата годового сбора не является основанием для нарушения сроков охоты, устанавливаемых Правилами охоты, и ограничениями охоты в субъектах Российской Федерации, а также установленных объемов изъятия охотничьих ресурсов.
Объем допустимой добычи указанных охотничьих ресурсов по-прежнему будет определяться устанавливаемыми в соответствии с Законом об охоте нормативами и нормами в области охоты. Случаи, когда после выдачи разрешения будут нарушены указанные объемы, являются основаниями для отказа в выдаче разрешения. Предельное количество особей, которое допускается добыть охотнику, конкретные сроки охоты устанавливаются выданным ему разрешением.
Также законопроектом актуализируется понятийный аппарат, используемый Кодексом для регулирования правоотношений, связанных с уплатой сбора за пользование объектами животного мира и государственной пошлины за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В этой связи наименование сбора и разрешения, при выдаче которого уплачивается сбор, а также объекты обложения сбора предлагается изложить в новой редакции - "сбор за пользование охотничьими ресурсами", "разрешение на добычу охотничьих ресурсов" и "охотничьи ресурсы" соответственно.
Законопроектом не затрагиваются принципы справедливости и равенства обложения (статья 57 Конституции Российской Федерации), справедливости и экономической обоснованности сборов (статья 3 Кодекса), поскольку уплата сбора за пользование объектами животного мира не предполагает их обязательную добычу. В связи с этим указанные принципы не будут нарушены в случаях, когда после уплаты одинаковых сумм сборов за пользование объектами животного мира различными охотниками будет добыто различное количество особей животных, так как действующей редакцией Кодекса такая ситуация признается законной.
Проектируемый федеральный закон предполагается к вступлению в силу с 1 января 2022 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Предлагаемый срок вступления в силу обусловлен необходимостью подготовки корреспондирующих изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением наименования сбора за пользования объектами животного мира, а также ознакомления с изменениями, вносимыми в налоговое законодательство, лиц, осуществляющих деятельность в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В законопроекте отсутствуют требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также иным международным договорам Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проекты федеральных законов, аналогичные по своему содержанию законопроекту, отсутствуют на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В 2020 году было добыто пушных зверей и пернатой дичи, предлагаемых для включения в группы, на общую сумму 2 439 136,8 тыс. рублей (стоимостные показатели по каждому виду охотничьих ресурсов взяты из Приложения 1 к Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 948, как наиболее соответствующие рыночной стоимости охотничьих ресурсов).
Согласно экспертным оценкам специалистов Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр развития охотничьего хозяйства" и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области охраны и использования охотничьих ресурсов, доля охотников, ежегодно выезжающих на охоту, составляет не менее 70-80% от общего количества граждан, имеющих охотничий билет (на 2020 год приблизительно 3,4 - 3,9 млн. из 4,9 млн. человек). Таким образом, каждый охотник, добывает пушных зверей и пернатой дичь, предлагаемых для включения в группы объектов животного мира, в среднем на сумму 650 рублей в год.
Исходя из вышесказанного, а также из того, что пернатая дичь в среднем имеет более высокую стоимость по сравнению с пушными животными, предлагается установить ежегодную ставку сбора за пользование охотничьими ресурсами в размере 600 рублей для пушных животных, относящихся к охотничьим ресурсам, и 700 рублей для птиц, относящихся к охотничьим ресурсам.
Согласно информации уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в среднем в Российской Федерации ежегодно выдается порядка 2 млн разрешений на добычу пернатой дичи (2018 год - 2 011 642 шт., 2019 год - 2 048 241 шт., 2020 год - 1 824 779 шт. (уменьшение количества выданных разрешений в 2020 году вызвано закрытием охоты во многих субъектах Российской Федерации в связи с пандемий COVID-19) и 900 тыс. разрешений на добычу пушных животных (2018 год - 890 393 шт., 2019 год - 992 847 шт., 2020 год - 822 233 шт.), ставка сбора за добычу которых ранее не была установлена Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, принятие указанного законопроекта и установление ставок сбора за группы видов охотничьих ресурсов в размере 700 рублей за пернатую дичь и 600 рублей за пушных животных позволит привлечь не менее 1,94 млрд. рублей дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
При этом реализация Федерального закона потребует внесения корреспондирующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", а также в федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части корректировки наименования сбора за пользование объектами животного мира.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 13 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует издания приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц". Обоснование необходимости изменения - предусмотренная Федеральным законом редакция главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Цель внесения изменений - приведение положений указанного нормативного правового акта Минприроды России в соответствие с положениями Федерального закона.
Объект правового регулирования - общественные отношения, связанные с уплатой сбора за пользование охотничьими ресурсами.
Содержание правового регулирования - внесение изменений в действующий нормативный правовой акт.
Примерный срок подготовки данного проекта нормативного правового акта - 3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
Головным исполнителем, ответственным за разработку указанного проекта акта, будет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, соисполнителем - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Принятие Федерального закона потребует издания приказа Федеральной налоговой службы "О внесении изменений в некоторые приказы Федеральной налоговой службы" в связи с необходимостью приведения положений приказов Федеральной налоговой службы от 26 февраля 2006 г. N САЭ-3-21/108@ "Об утверждении формы сведений о выданных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира" и N САЭ-3-21/109@ "Об утверждении формы сведений о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора за пользование объектами животного мира, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченного сбора" в соответствие с Федеральным законом.
Обоснование необходимости издания - предусмотренная Федеральным законом редакция главы 25.1 Налогового кодекса.
Цель внесения изменений - приведение указанных нормативных правовых актов в соответствие с положениями Федерального закона.
Объект правового регулирования - общественные правовые отношения, связанные с уплатой сбора за пользование охотничьими ресурсами.
Содержание правового регулирования - внесение изменений в действующий нормативный правовой акт.
Примерный срок подготовки данного проекта нормативного правового акта - 3 месяца со дня вступления в силу Федерального закона.
Головным исполнителем, ответственным за разработку указанного проекта акта, будет Федеральная налоговая служба, соисполнителем - Министерство финансов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.