Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1145324-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части расчета показателя долговой нагрузки заемщика)", внесенному депутатом Государственной Думы И.Б. Дивинским; сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект обязывает кредитные организации и микрофинансовые организации рассчитывать показатель долговой нагрузки заемщика по потребительскому кредиту (займу) при принятии решения о предоставлении заемщику потребительского кредита (займа) в сумме (с лимитом кредитования) 10 000 рублей и более, а также в иных предусмотренных проектом случаях. При этом под показателем долговой нагрузки заемщика понимается отношение суммы величин среднемесячных платежей по всем кредитам и займам заемщика, в том числе по потребительскому кредиту (займу), заявление о предоставлении которого рассматривается кредитором, к величине его среднемесячного дохода в соответствии с нормативными актами Банка России. В случае если значение рассчитанного показателя долговой нагрузки заемщика превышает пятьдесят процентов, кредитная организация или микрофинансовая организация обязана уведомить заемщика в письменной форме о существующем риске неисполнения заемщиком обязательств по потребительскому кредиту (займу).
Замечаний по концепции законопроекта не имеется. Вместе с тем отмечаем следующее.
В абзаце третьем части 2 предлагаемой статьи 5.1 Федерального закона N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон) необходимо уточнить, что понимается под сроком действия рассчитанного значения показателя долговой нагрузки заемщика, который устанавливается нормативными актами Банка России, а также является ли истечение срока действия рассчитанного значения показателя долговой нагрузки заемщика основанием для нового расчета данного показателя.
Положения абзацев первого и второго части 2 предлагаемой статьи 5.1 требуют уточнения, поскольку согласно абзацу первому показатель долговой нагрузки заемщика рассчитывается в соответствии с нормативными актами Банка России (т.е. в порядке, установленном Банком России), а из абзаца второго следует, что Банк России устанавливает лишь требования к определяемой кредитной организацией или микрофинансовой организацией методике расчета показателя долговой нагрузки заемщика.
Поскольку сведения о среднемесячном доходе физического лица относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, полагаем целесообразным уточнить в проекте порядок получения кредитной организацией или микрофинансовой организацией таких сведений.
Полагаем, что в абзаце втором части 1 предлагаемой статьи 5.1 следует уточнить, что речь идет о продлении срока действия тех договоров потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, в которых сумма лимита кредитования равна или превышает 10 000 рублей; а в части 3 данной статьи - что речь идет о тех случаях, когда рассчитанное значение показателя долговой нагрузки заемщика превышает пятьдесят процентов, но кредитная организация или микрофинансовая организация принимает решение о предоставлении кредита (займа) такому заемщику или об изменении его условий в соответствии с проектом (см. часть 5 статьи 7 Федерального закона).
Учитывая положения проекта, относящиеся к деятельности Банка России, является необходимым соблюдение требований статьи 7 Федерального закона N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.