Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1179344-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1179344-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год" и с учетом заключений Счетной палаты Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ФСС) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда, Федеральный закон N 384-ФЗ).
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2020 году сложилось в следующих объемах:
(млн. рублей)
Показатели |
Утверждено Федеральным законом N 384-ФЗ |
Исполнено |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
811 577,9 |
903 411,6* |
111,3 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
604 356,5 |
607 382,5 |
100,5 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
146 564,6 |
138 620,7 |
94,6 |
трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
43 988,6 |
144 416,1 |
328,3 |
трансферты из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
16 668,2 |
13 644,3 |
81,9 |
РАСХОДЫ |
788 108,4 |
1 038 772,5 |
131,8 |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
618 747,4 |
819 606,0 |
132,5 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
108 704,2 |
103 462,5 |
95,2 |
за счет трансфертов из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
43 988,6 |
102 343,7 |
232,7 |
за счет трансфертов из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
16 668,2 |
13 360,3 |
80,2 |
ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ |
+ 23 469,6 |
- 135 360,9 |
- |
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 14 390,9 |
- 212 223,5 |
- |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
+ 37 860,5 |
+35 158,3 |
- |
по трансфертам из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций |
0,0 |
+ 41 639,8 |
- |
по трансфертам из бюджета ФОМС на выполнение Фондом государственных функций |
0,0 |
+ 64,5 |
- |
------------------------------
* С учетом возврата остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет в объеме (-)667,3 млн.рублей
------------------------------
Особенностью исполнения бюджета Фонда в 2020 году стало введение ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции, а также установлением дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения негативных последствий влияния пандемии коронавируса, что повлияло на исполнение статей доходов и расходов бюджета Фонда.
Так, с 1 апреля 2020 года для плательщиков страховых взносов, признанных субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), были отменены страховые взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (12 130,00 рубля);
организациям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), на 6 месяцев были продлены сроки уплаты страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за март - май 2020 года, и на 4 месяца - с сумм, исчисленных за июнь - июль 2020 года;
отдельные организации-плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, были освобождены от уплаты страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года.
Кроме того, для организаций и ИП, ведущих деятельность в отраслях экономики наиболее пострадавших в условиях распространения COVID-19, было предусмотрено упрощенное получение отсрочки, рассрочки по уплате страховых взносов со сроком уплаты в 2020 году. Отсрочка предоставлялась на 3 года или на 5 лет, если заявление о получении данной льготы подано в налоговые органы до 1 декабря 2020 года.
ФСС предоставлял следующие меры социальной поддержки, предусмотренные в целях снижения негативных последствий пандемии коронавируса:
до конца 2020 года действовал особый порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности, предусматривающий, что минимальный размер данного пособия не может быть ниже МРОТ в расчете за полный календарный месяц;
в период карантина гражданам старше 65 лет листок нетрудоспособности выдавался дистанционно. Оплата пособия по временной нетрудоспособности производилась в течение 7 календарных дней со дня формирования электронного листка нетрудоспособности;
с 20 марта по 30 июня 2020 года застрахованные лица, прибывшие в Российскую Федерацию с территорий стран, где были зарегистрированы случаи заболевания коронавирусной инфекцией, а также проживающие совместно с ними застрахованные лица имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в течение 14 календарных дней на основании электронного листка нетрудоспособности;
медицинскому персоналу и иным сотрудникам медицинских организаций, работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие (подозрение на наличие) коронавирусной инфекции, ФСС предоставлял дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты. Выплата производилась сверх выплат, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Размер выплаты установлен Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (далее - Указ N 313) в зависимости от тяжести вреда здоровью, причиненного работнику медицинской организации, коронавирусной инфекцией.
В целях социальной поддержки работников медицинских организаций с 1 ноября 2020 года ФСС осуществлял ежемесячные специальные социальные выплаты за нормативную смену, с 1 декабря 2020 года - ежемесячные специальные социальные выплаты социальным работникам.
С 8 июня 2020 года был повышен минимальный размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. С учетом изменений размер пособия не может составлять ниже 6 752 рублей независимо от очередности рождения ребенка.
На конец 2020 года в 77 субъектах Российской Федерации реализовывался пилотный проект, меняющий зачетный механизм на систему назначения и выплат пособий непосредственно территориальными органами ФСС (далее - прямые выплаты), из которых 18 субъектов Российской Федерации на прямые выплаты перешли в 2020 году.
В 2020 году исполнение бюджета Фонда по доходам в сумме 903,4 млрд. рублей превысило утвержденные Законом о бюджете Фонда показатели на 91,8 млрд. рублей.
Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поступили в сумме 162,4 млрд. рублей, из них:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выполнение Фондом государственных функций - в сумме 43,9 млрд. рублей;
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 4,3 млрд. рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в соответствии с Указом N 313 - в сумме 19,5 млрд. рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах медицинских и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" - в сумме 78,3 млрд. рублей;
межбюджетные трансферты из резервного фонда Правительства Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1859 "О государственной социальной поддержке в 2020 - 2021 годах работников стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающих социальные услуги (участвующих в оказании социальных услуг, обеспечивающих их оказание) гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" - в сумме 2,7 млрд. рублей;
межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) - в сумме 13,6 млрд. рублей.
В 2020 году из бюджета Фонда возвращены в федеральный бюджет неиспользованные средства межбюджетных трансфертов в сумме 446,0 млн. рублей, в бюджет ФОМС - средства, неправомерно израсходованные организациями здравоохранения за прошлые периоды, в сумме 221,3 млн. рублей.
В 2020 году расходы бюджета Фонда составили 1 038,8 млрд. рублей, что больше установленных Законом о бюджете Фонда показателей на 250,7 млрд. рублей.
На исполнение публичных нормативных обязательств в 2020 году израсходовано 888,98 млрд. рублей (85,6% всех расходов) с ростом к уровню 2019 года на 250,98 млрд. рублей или 39,3%.
В целом бюджет Фонда за 2020 год исполнен с дефицитом в сумме 135,4 млрд. рублей.
В 2020 году Фонд был вправе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по целевой статье расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования.
В 2020 году объем средств, направляемый на указанные цели, мог быть увеличен до 30% суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по данному виду обязательного социального страхования.
При этом дополнительно направленные средства (10%) расходовались страхователями на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за 5 лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. По данным Счетной палаты, в 2020 году возможностью увеличения объема средств воспользовались 4,2 тыс. страхователей, на санаторно-курортное лечение направлено 37,97 тыс. работников предпенсионного возраста.
Доходы от страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 559,56 млрд. рублей или 91,0% к запланированным и уменьшились по сравнению с 2019 годом на 23,8 млрд. рублей или на 4,1%.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлена с 1 января 2020 года в размере 912,0 тыс. рублей (865,0 тыс. рублей в 2019 году).
Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование для основной категории плательщиков составляет 2,9%.
Сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов составила 4,3 млрд. рублей, что соответствует плановому показателю и на 1,0 млрд. рублей (на 30,3%) больше, чем в 2019 году.
Счетная палата отмечает, что коэффициент собираемости составил 101,1% (в 2019 году - 100,9%). Сохранившийся в 2020 году высокий уровень собираемости обусловлен досрочной уплатой авансовых платежей в декабре 2020 года по сроку уплаты 15 января 2021 года.
Задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 1 января 2021 года составила 11,8 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 0,57 млрд. рублей, или на 5,1% (на 1 января 2020 года - 11,2 млрд. рублей).
Задолженность за расчетные периоды до 1 января 2017 года, переданная ФСС налоговым органам, за 2020 год уменьшилась на 0,8 млрд. рублей, или на 16,2%, и составила 4,2 млрд. рублей (на 1 января 2020 года - 5,0 млрд. рублей).
Задолженность за расчетные периоды с 1 января 2017 года, наоборот, увеличилась на 1,4 млрд. рублей, или на 22,3%, и составила 7,6 млрд. рублей (на 1 января 2020 года - 6,2 млрд. рублей).
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 819,6 млрд. рублей или 132,5% к утвержденным показателям с превышением уровня 2019 года на 235,8 млрд. рублей или на 40,4%.
Расходы бюджета Фонда по данному виду страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 510,8 млрд. рублей или 171,0 процента к утвержденным показателям, что на 232,0 млрд. рублей или в 1,8 раза больше, чем в 2019 году.
Превышение плановых показателей по данному виду расходов обусловлено выплатой пособий по временной нетрудоспособности лицам в возрасте 65 лет и старше в период нахождения на карантине в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. В 2020 году было оплачено 6 245,7 тыс. листков нетрудоспособности застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше на сумму 68 551,3 млн. рублей. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 294 "Об утверждении временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина" было выплачено пособий 32 551 получателю на сумму 452,8 млн. рублей.
Условия, сложившиеся в результате распространения новой коронавирусной инфекции, повлияли на увеличение числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности по сравнению с запланированными на 194,6 млн. дней или на 63,6%. Относительно предыдущего года число оплаченных дней по временной нетрудоспособности выросло на 185,7 млн. дней и увеличилась продолжительность одного случая временной нетрудоспособности с 11,35 дня в 2019 году до 12,50 дня в 2020 году.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 года N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году" с 1 февраля 2020 года социальные пособия и выплаты проиндексированы на 3,0%.
Расходы бюджета Фонда на выплату пособий в связи с материнством в 2020 году составили 96,5% к показателям Федерального закона N 384-ФЗ, и увеличились на 1,1 процента или 3,3 млрд.рублей по сравнению с 2019 годом. Увеличение расходов обусловлено повышением минимального размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, которое не может составлять ниже 6 752 рублей независимо от очередности рождения ребенка в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Вместе с тем, по предварительным данным Росстата, рождаемость в Российской Федерации в 2020 году снизилась на 9,56 процента или на 151,8 тыс. человек по отношению к прогнозному показателю, учтенному в расчете к Закону о бюджете Фонда.
Расходы бюджета Фонда в связи с материнством осуществлены в объеме 294,3 млрд. рублей и направлены на выплату:
- пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в сумме 156,8 млрд. рублей или 100,1% от утвержденного показателя;
- пособия при рождении ребенка - 18,6 млрд. рублей или 90,8% от утвержденного показателя;
- пособия по беременности и родам - 118,4 млрд. рублей или 92,9% от утвержденного показателя;
- единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, в сумме 0,49 млрд. рублей или 93,2% от утвержденного показателя.
По сравнению с 2019 годом:
количество пособий при рождении ребенка уменьшилось с 1 013,9 тыс. пособий до 949,8 тыс. пособий при увеличении среднего размера пособия с 19,0 тыс. рублей до 19,6 тыс. рублей;
количество пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет уменьшилось с 14 848,4 тыс. пособий до 13 501,8 тыс. пособий, а средний размер пособия увеличился с 10,5 тыс. рублей до 11,6 тыс. рублей;
число оплаченных дней по беременности и родам снизилось с 124 308,2 тыс. дней до 118 562,8 тыс. дней, а средний размер пособия увеличился с 926,42 рубля до 998,34 рубля;
количество выплат единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, снизилось с 693,2 тыс. выплат до 663,0 тыс. выплат, а средний размер пособия увеличился с 710,25 рубля до 734,46 рубля.
Обеспеченность расходов доходами по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составила 68,3% (в 2019 году - 99,9%).
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет Фонда за 2020 год исполнен с дефицитом в размере 212,2 млрд. рублей при прогнозируемом дефиците в размере 14,4 млрд. рублей.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний доходы бюджета Фонда составили 138,6 млрд. рублей, что на 7,9 млрд. рублей или 5,4% меньше утвержденного прогнозного показателя. По отношению к 2019 году указанные доходы возросли на 3,6 млрд. рублей или на 2,6%.
Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, в 2020 году составили 134,1 млрд. рублей или 100,2% от запланированных. К уровню 2019 года поступления выросли на 2,0%, или на 2,7 млрд. рублей. Коэффициент сбора составил 0,977 (в 2019 году - 0,992). Средний размер тарифа страховых взносов сложился в размере 0,50 процента, что соответствует плановому тарифу.
Увеличение поступлений страховых взносов в основном обусловлено увеличением фонда заработной платы на 2,0% по отношению к учтенному в расчетах к Закону о бюджете Фонда. В результате влияния данных факторов в доход бюджета Фонда поступили дополнительные средства в сумме 2,7 млрд. рублей.
Счетная палата отмечает, что совокупная задолженность страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2020 год увеличилась на 0,65 млрд. рублей, или на 6,0%, и составила на 1 января 2021 года 11,4 млрд. рублей (в 2019 году рост составлял 4,2%).
В связи с принятыми ФСС мерами по взысканию задолженности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2020 год в бюджет ФСС поступило 5,7 млрд. рублей (за 2019 год - 5,8 млрд. рублей). Фондом списана безнадежная к взысканию задолженность в объеме 923,3 млн. рублей.
Поступления по капитализированным платежам составили 537,6 млн. рублей (137,8% от утвержденного показателя), что меньше поступлений 2019 года на 5,6 млн. рублей.
Счетная палата отмечает, что сумма капитализированных платежей, которая является возможной к взысканию, по состоянию на 1 января 2021 года рассчитана в объеме 48,7 млрд. рублей по 4,56 тыс. юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации и не исключенным из ЕГРЮЛ (на 1 января 2020 года - 46,1 млрд. рублей по 4,52 тыс. юридических лиц). Условно рассчитанная сумма капитализированных платежей, не выплаченных подлежащими ликвидации юридическими лицами до завершения процедуры ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ, составила 204,7 млрд. рублей (на 1 января 2020 года - 201,0 млрд. рублей).
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 103,5 млрд. рублей, что ниже утвержденного показателя на 2,9 млрд. рублей или на 4,8%, но выше уровня расходов 2019 года на 2,8%.
В структуре расходов бюджета Фонда по данному виду страхования основная доля приходится на ежемесячные страховые выплаты (57,9%), которые составили 59,9 млрд. рублей или 95,6% от утвержденного показателя. Число ежемесячных выплат в 2020 году составило 4,95 млн. выплат (в 2019 году - 5,2 млн.). В 2020 году число страховых случаев по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 18,6%. Средний размер степени утраты профессиональной трудоспособности снизился на 0,4 процентного пункта и в 2020 году составил 40,2%.
Расходы на единовременные страховые выплаты составили 2,1 млрд. рублей или 131,5% от утвержденного показателя, что на 29,6% выше уровня 2019 года. Средний размер выплаты составил 164 362,40 рубля и увеличился по сравнению с 2019 годом на 5 135,62 рубля, или на 3,2%. В 2020 году произведено 13,01 тыс. единовременных страховых выплат.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2,6 млрд. рублей, что на 15,0% меньше предусмотренных Законом о бюджете Фонда и на 5,4% меньше, чем в 2019 году.
Снижение указанных расходов связано с уменьшением числа оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 377,5 тыс. дней, или на 14,2%. Средний размер дневного пособия составил 1 140,36 рубля, что на 0,9% меньше по отношению к плановым показателям.
На медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний израсходовано 23,2 млрд. рублей или 94,5% от утвержденного показателя, что на 7,1% выше уровня 2019 года.
В 2020 году правом на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, воспользовалось 66,4 тыс. страхователей, что на 24,1% больше, чем в 2019 году. На данные цели израсходовано 17,1 млрд. рублей.
В целях сохранения здоровья работающих граждан, а также предупреждения распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году перечень предупредительных мер был расширен мероприятиями по приобретению средств профилактики и защиты от новой коронавирусной инфекции для всех работников предприятий и обеспечения безопасности для всех работников, независимо от условий труда на их рабочих местах, а также проведению лабораторного обследования работников на наличие новой коронавирусной инфекции.
В 2020 году на указанные цели направлено 3 359,2 млн. рублей (19,7% от общей суммы использованных страхователями средств).
Обеспеченность расходов доходами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составила 133,4% (на уровне 2019 года).
Задолженность Фонда перед страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 1 января 2021 года сложилась в сумме 132,4 млрд. рублей, в том числе за счет превышения произведенных расходов страхователей над суммой начисленных страховых взносов - 95,4 млрд. рублей и за счет переплаты страховых взносов - 37,0 млрд. рублей.
Профицит по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составил 35,1 млрд. рублей.
Складывающийся на протяжении последних лет профицит по данному виду страхованию направляется на формирование резерва Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который на начало 2020 года составлял 197,9 млрд. рублей. За 2020 год резерв уменьшился на 160,9 млрд. рублей (в 5,3 раза) и на 1 января 2021 года составил 37,0 млрд. рублей. В 2020 году в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 384-ФЗ средства резерва использовались в качестве источника внутреннего финансирования дефицита бюджета ФСС по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это также стало причиной невыполнения Федеральным казначейством планового показателя по доходам от инвестирования резерва в 2020 году. Данный доход был получен в объеме 3,2 млрд. рублей, что в 3,8 раза меньше прогнозируемого объема.
За счет средств федерального бюджета в 2020 году Фондом осуществлены расходы в сумме 102,3 млрд. рублей, из них:
- на выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 13,7 млн. рублей (93,7% от утвержденного показателя);
- на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами - 4,7 млрд. рублей (95,1% от утвержденного показателя),
- на выплату пособия по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 107,5 млн. рублей (109,3% от утвержденного показателя);
- на выплату единовременных страховых выплат отдельным категориям медицинских работников, установленных Указом N 313 - 13,9 млрд. рублей;
- на выплату специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)- 44,4 млрд. рублей;
Кроме того, за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на осуществление специальной социальной выплаты работникам организаций социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией произведено 106,3 тыс. выплат на сумму 1 877 млн. рублей. Остаток средств, образовавшийся по состоянию на 1 января 2021 года, в результате неполного использования Фондом в 2020 году межбюджетных трансфертов в сумме 812,4 млн. рублей будет направлен в 2021 году на те же цели.
Начиная с 2020 года ФСС начал осуществлять полномочия Российской Федерации по выплате гражданам капитализированных повременных платежей в случае, когда обязательства по их выплате в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от должника, который несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, переходят к Российской Федерации. За 2020 год платеж осуществлен 62 застрахованным лицам, израсходовано 8,95 млн. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 127-ФЗ следует читать как "26 октября 2002 года"
Общая сумма средств, поступивших из федерального бюджета на обеспечение инвалидов ТСР, составила 33,3 млрд. рублей, включая административные расходы, что составляет 23,0% межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2020 году.
Расходы Фонда на обеспечение инвалидов ТСР составили 33,1 млрд. рублей, в том числе на предоставление ТСР - 32,2 млрд. рублей, на административные расходы - 0,9 млрд. рублей (в 2019 году - 29,7 млрд. рублей, из них административные расходы составили 0,9 млрд. рублей).
В 2020 году Фонд осуществлял полномочия по обеспечению инвалидов ТСР во всех субъектах Российской Федерации (кроме г. Москвы) и в г. Байконуре.
Обеспеченность инвалидов ТСР за 2020 год составила 98,8%, что на 0,3 процентных пункта больше по сравнению с 2019 годом (98,5%).
Счетная палата отмечает, что несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию Фонд обеспечил в 2020 году техническими средствами реабилитации (ТСР) 1 110,25 тыс. инвалидов. В 2020 году в ФСС поступило 409,13 млн. заявок на предоставление (замену) ТСР, было выдано 409,99 млн. единиц ТСР (услуг).
Вместе с тем на 1 января 2021 года задолженность ФСС перед инвалидами составила 4,98 млн. изделий. Для полного удовлетворения инвалидов в ТСР дополнительно требовалось в 2020 году 5 087 297,4 тыс. рублей. Исполнение заявок в 2020 году составило 86,5%, в 2019 году - 87,6% общей потребности на обеспечение инвалидов ТСР (недостаточность средств - 4 099 397,0 тыс. рублей).
Счетная палата отмечает, что на 31 декабря 2020 года не освоено 453,2 млн. рублей, что на 151,4 млн. рублей (на 50,2%) больше по сравнению с остатком на конец 2019 года.
Комитет отмечает, что остаток средств, образовавшийся в результате неполного использования Фондом межбюджетных трансфертов на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, будет использован Фондом на указанные цели в 2021 году, в том числе на завершение расчетов по договорам, заключенным в 2020 году.
Согласно материалам законопроекта, остаток связан в основном с ограничительными мерами, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции. В субъектах Российской Федерации была ограничена работа многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, вследствие чего инвалиды не всегда имели возможность получить направления на обеспечение техническими средствами реабилитации. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), установлением ограничений на передвижение граждан, введенным режимом самоизоляции, направления отправлялись гражданам по месту жительства почтой, либо сотрудниками региональных отделений, которые доставляли направления инвалидам по адресу проживания. Дополнительно в этой работе были задействованы волонтеры. Тем не менее, несмотря на наличие у инвалидов направлений, многие из них отказывались от получения технических средств реабилитации по причине соблюдения режима самоизоляции на дому. Также при завершении государственных контрактов в конце 2020 года были выявлены случаи недобросовестного исполнения обязательств поставщиками, в связи с этим были применены штрафные санкции и направлены материалы в правоохранительные органы.
С 2020 года впервые в бюджете ФСС предусмотрены средства федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи в виде оплаты стоимости санаторно-курортного лечения, проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно гражданам, не отказавшимся от получения социальной услуги (далее - санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан). Ранее средства на данные цели, поступающие из федерального бюджета, предусматривались сводной бюджетной росписью бюджета Фонда.
В 2020 году на оплату стоимости услуг по санаторно-курортному лечению израсходовано 4,2 млрд. рублей, или 76,5% показателя, утвержденного Федеральным законом N 384-ФЗ.
Всего в 2020 году выдано 136,2 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, что на 29,4 тыс. путевок меньше, чем в 2019 году.
Счетная палата отмечает, что остаток средств на конец года составил 1 363,4 млн. рублей, из них 840,0 млн. рублей - средства по оплате путевок на санаторно-курортное лечение, 523,4 млн. рублей - средства по оплате проезда к месту лечения и обратно (на 1 января 2020 года остаток составлял 54,3 млн. рублей).
Обеспеченность граждан санаторно-курортным лечением уменьшилась с 21,7% в 2019 году до 19,8% в 2020 году. Самая высокая обеспеченность сложилась в Чукотском автономном округе (39,7%) (в 2019 году в Камчатском крае - 48%), самая низкая - в Красноярском крае (5,1%) (в 2019 году в Алтайском крае - 11,2%).
Счетная палата отмечает, что неисполнение бюджетных назначений обусловлено тем, что в 2020 году в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 санаторно-курортные организации по требованию Роспотребнадзора приостанавливали предоставление услуг. Неиспользованные в 2020 году территориальными органами ФСС средства сохранены Фондом за теми же регионами на 2021 год без перераспределения.
В 2020 году Фондом в рамках обеспечения санаторно-курортного лечения было выдано 315,4 тысячи талонов по учету граждан, обеспечиваемых проездом к месту лечения и обратно.
В соответствии с соглашением об информационном взаимодействии между Фондом и ОАО "РЖД" Фондом было оформлено 180,6 тыс. электронных талонов для получения проездного документа.
В 2020 году Фондом оплачены услуги по медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе в период беременности 1 244,7 тыс. женщин, в период родов и в послеродовой период - 1 312,2 тыс. женщин, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни произведены выплаты за оказание 1 461,5 тыс. услуг.
Остаток средств ФОМС на конец года составил 1,6 млрд. рублей или 11,5% от общего объема средств, перечисленных из бюджета ФОМС в 2020 году, и будет использован в 2021 году на те же цели.
В 2020 году расходы на содержание территориальных органов и центрального аппарата составили 24,6 млрд. рублей или 2,4% общего объема расходов и увеличились по сравнению с 2019 годом на 0,7 млрд. рублей.
На оплату труда и содержание работников центрального аппарата и территориальных органов Фонда израсходовано 17,8 млрд. рублей, или 98,3% утвержденного показателя Законом о бюджете Фонда и сводной бюджетной росписью.
Расходы на развитие информационных систем Фонда составили 3,4 млрд. рублей или 96,6% от утвержденного показателя.
На прикладные научные исследования и разработки в бюджете Фонда на 2020 год было предусмотрено 25 561,5 тыс. рублей. Средства остались невостребованными. В 2020 году планировалось выполнение 2 научно-исследовательских работ, которые не выполнены по причине отказа подразделений центрального аппарата ФСС от закупочных процедур и расторжения заключенного контракта.
Общий объем бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства на 2020 год установлен в объеме 734,9 млн. рублей, из них 301,8 млн. рублей - ассигнования 2020 года и 433,1 млн. рублей - разрешенные к использованию остатки прошлых лет, неиспользованные ранее центрами реабилитации. Основную долю средств (76,6%, или 562 822,4 тыс. рублей) составили субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации центрам реабилитации (далее - субсидия).
На основании заключенных соглашений Фондом в 2020 году субсидии были перечислены центрам реабилитации в полном объеме.
Счетная палата отмечает, что центрами реабилитации "Вольгинский", "Вятские Увалы" и Реабилитационный и учебный центр в полном объеме не освоены выделенные капитальные вложения, что привело к отвлечению средств бюджета Фонда на счета подведомственных учреждений. Так, центром реабилитации "Вольгинский" расходы на капитальные вложения составили 16 589,2 тыс. рублей (13,2% перечисленных средств). Остаток неиспользованных средств на 1 января 2021 года составил 109 589,3 тыс. рублей и увеличился в течение 2020 года на 20 637,5 тыс. рублей (на 23,2%). Центром реабилитации "Вятские Увалы" израсходовано 1 852,5 тыс. рублей (0,8%). Остаток неиспользованных средств на 1 января 2021 года составил 226 247,2 тыс. рублей и сократился в течение 2020 года на 1 477,3 тыс. рублей (на 0,6%).
Общий объем доведенных ФСС средств на осуществление капитальных вложений указанными центрами реабилитации исполнен на 18 707,1 тыс. рублей (на 4,1% перечисленного объема финансирования).
Причиной неосвоения средств центрами реабилитации, как и в предыдущие годы, являлось отсутствие актуальной проектно-сметной документации на выполнение работ. Из 10 объектов, включенных в Инвестиционную программу, по 4 объектам проектно-сметная документация либо отсутствует, либо требует корректировки.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов и Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей поддерживают утверждение отчета об исполнении бюджета Фонда за 2020 год.
Выводы и предложения.
Комитет отмечает, что деятельность Фонда по исполнению бюджета в 2020 году в целом осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также согласно основным задачам бюджетной и социальной политики.
Показатели, установленные Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 384-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", в основном выполнены.
Фонд в 2020 году в полном объеме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию, а также делегированных Фонду государственных функций.
Фондом исполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 889,0 млрд. рублей или 85,6% от общего объема расходов бюджета Фонда.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить годовой отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год и принять проект федерального закона N 1179344-7 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.