Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) в части оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в закон о соответствующем бюджете, нормативов зачисления доходов в бюджеты, регулирования межбюджетных отношений, правил предоставления субсидий юридическим лицам, бюджетной отчетности и государственного (муниципального) контроля, особенностей расчетов по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отдельных полномочий участников бюджетного процесса, приостанавливаются отдельные положения БК РФ и устанавливаются отдельные особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году.
Концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется.
Вместе с тем отмечаем следующее.
Согласно проектируемому пункту 21 статьи 241 БК РФ сумма реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (далее - Фонд), а также сумма на их приобретение в Фонд, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, могут быть увеличены без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Следует учесть, что в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" отпуск из Фонда золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск из Фонда иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных планами отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными Правительством Российской Федерации, и для целей, не предусмотренных этими планами, производится с внесением соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Кроме того, соответствующее основание следует предусмотреть в статье 217 БК РФ, определяющей основания внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Предлагаемая редакция пункта 6 статьи 78 БК РФ требует корректировки в части формулировки "юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, являющимся стороной соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве", учитывая, что частным партнером может быть только российское юридическое лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Использование остатков средств федерального бюджета на начало текущего финансового года ставится в зависимость от целевого назначения средств, образовавших остаток, что вытекает из пункта 4 статьи 94 БК РФ. В тоже время проектируемый пункт 4.1 статьи 94 БК РФ, устанавливающий возможность направления остатков средств федерального бюджета на финансовое обеспечение осуществления функций федеральных казенных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации, не содержит указания на целевое назначение средств, образовавших остатки. Аналогичное замечание относится к проектируемому новому абзацу пункта 2 статьи 174.2 и проектируемому пункту 10.1 статьи 241 БК РФ. Кроме того, проектируемые изменения следует согласовать с частью 26 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", регулирующей использование остатков средств федерального бюджета и остатков средств от приносящей доходы деятельности федеральными казенными учреждениями, их обособленными подразделениями.
Проектируемые изменения статей 50 и 56 БК РФ, устанавливающие нормативы зачисления в бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акциза на сталь жидкую и налога на добычу полезных ископаемых для отдельных видов полезных ископаемых, должны быть синхронизированы по содержанию и срокам вступления в силу с законопроектом N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающим введение указанного акциза и изменение налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых отдельных видов полезных ископаемых.
Подпункты 1 и 3 проектируемого пункта 20 статьи 241 БК РФ, в которых не упоминаются отдельные этапы исполнения государственного (муниципального) контракта, следует соотнести с абзацем первым проектируемого пункта 20 указанной статьи, предусматривающим оплату в том числе отдельных этапов исполнения государственного (муниципального) контракта.
В проектируемой части третьей статьи 8 БК РФ нуждается в уточнении формулировка "полномочия субъектов Российской Федерации (органов государственной власти субъектов Российской Федерации)", так как понятия "полномочия субъектов Российской Федерации" и "полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации" являются идентичными. Также нуждается в корректировке формулировка "субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в отношении муниципальных образований (местных бюджетов), находящихся на их территории" в части местных бюджетов.
В предлагаемой редакции абзаца третьего пункта 3 статьи 78.2 БК РФ формулировка "правового акта федерального органа исполнительной власти и иной организации" требует доработки в части необходимости четкого разделения терминов "орган" и "организация". Замечание аналогичного характера относится к предлагаемой редакции абзаца третьего пункта 3 статьи 79 БК РФ.
В связи с проектируемыми изменениями статьи 155 БК РФ в части бюджетных полномочий Банка России по представлению информации о счетах и об остатках на счетах законопроект в соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" следует направить на заключение в Банк России.
Юридико-технические замечания по законопроекту переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.