Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об удалении затонувшего имущества)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрен проект федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об удалении затонувшего имущества), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Согласно пояснительной записке, изменения предлагаемые законопроектом, направлены на установление порядка удаления затонувших судов (имущества) во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации, акватории Северного морского пути и на внутренних водных путях Российской Федерации, предоставления гарантий или финансового обеспечения от возможного ущерба, возможности возмещения расходов, связанных с удалением затонувшего судна (имущества), а также ответственности собственника за бездействие в отношении затонувшего судна (имущества), выражаемой, в том числе в утрате права собственности.
На исполнение указанных мер направлен ряд поручений Правительства Российской Федерации от 20 августа 2020 года N ММ-П47-9866 по итогам рабочей поездки Председателя Правительства Российской Федерации в Дальневосточный федеральный округ, в целях обеспечения реализации которых предлагается внести в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации изменения, предусматривающие установление запрета на затопление судов, порядков исключения затонувших судов из соответствующих реестров судов, издания распоряжения об удалении затонувшего имущества и определения финансового обеспечения мероприятий по его удалению.
Ввод запрета на затопление судов будет также отражен в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, после изучения опыта применения в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Как следует из текста законопроекта, в случае неполучения от собственника извещения о намерении приступить к удалению затонувшего имущества, капитан морского порта направляет такому собственнику требование об удалении затонувшего имущества, сроки которого "определяются с учетом местных природных условий, сложности работ по удалению затонувшего имущества, необходимости в срочном удалении затонувшего имущества, но не могут быть более чем один год".
Кроме того, субъекты Российской Федерации и администрации морских портов вправе требовать возмещения затрат на удаление затонувшего судна от организации, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение.
Вместе с тем, регулирование подобных требований к собственнику затонувшего имущества и (или) организации, осуществившей страхование или предоставившей иное финансовое обеспечение, представляется целесообразным коррелировать с положениями Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов 2007 года, согласно которой "Права на возмещение расходов, предусмотренные настоящей Конвенцией, погашаются, если иск не будет предъявлен на основании ее положений в течение трех лет со дня, когда была определена опасность в соответствии с настоящей Конвенцией. Однако ни в коем случае иск не может быть предъявлен по истечении шести лет со дня, когда произошла морская авария, результатом которой является затонувшее судно. Если эта морская авария состояла из ряда происшествий, то шестилетний срок исчисляется со дня первого из этих происшествий" (статья 13).
Также, нуждается в дополнительном обсуждении критерий "туристическая ценность морского побережья" затонувшего имущества включенного в перечень затонувших судов, в отношении которого предусмотрено софинансирование (субсидии из федерального бюджета) расходных обязательств субъектов Российской Федерации, к побережью которых ближе всего расположено затонувшее имущество, по подъему и утилизации имущества. При этом содержание термина "туристическая ценность морского побережья" не определено ни Федеральным законом, не законопроектом, и, по мнению Комитета, является оценочным.
Решение о включении в законодательство Российской Федерации порядка удаления затонувшего имущества во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации, акватории Северного морского пути и на внутренних водных путях Российской Федерации, в целом приведет к повышению безопасности судоходства, уменьшению ущерба морской среде загрязнением и беспрепятственному осуществлению рыболовства.
К законопроекту имеется ряд замечаний юридико-технического характера, которые также нуждаются в обсуждении.
По мнению Комитета, имеющиеся замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Принимая во внимание изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует проект федерального закона N 1219892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об удалении затонувшего имущества) к принятию в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.