Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1180061-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год (далее - бюджет Фонда) утверждены Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 383-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в редакции Федерального закона от 18 марта 2020 г. N 51-ФЗ) (далее - Закон о бюджете Фонда на 2020 год) по доходам в сумме 8 937,3 млрд. рублей, по расходам - в сумме 9 146,5 млрд. рублей.
Исполнение бюджета Фонда в 2020 году характеризуется особенностями, обусловленными необходимостью оперативного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекцией, одним из которых явилось снижение уровня материального обеспечения некоторых категорий граждан, а также с необходимостью поддержки наиболее пострадавших в этих условиях в экономическом плане предприятий малого и среднего бизнеса.
В этой связи на ПФР были возложены функции, не свойственные ему, как страховщику по обязательному пенсионному страхованию.
Так, в целях обеспечения социальной поддержки и сохранения доходов семей, имеющих детей, как наиболее пострадавшей в материальном отношении категории граждан в период пандемии, было принято решение о дополнительных мерах социальной поддержки таких семей, а именно осуществление выплат в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 года N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" и от 23 июня 2020 года N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей" (далее - меры государственной поддержки в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019):
1) ежемесячная выплата в размере 5,0 тыс. рублей семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет и имеющим (имевшим) право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей;
2) ежемесячная выплата в размере 5,0 тыс. рублей семьям, в которых первый ребенок родился (был усыновлен) в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года;
3) единовременная выплата в размере 10,0 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет;
4) единовременная выплата в размере 10,0 тыс. рублей на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
5) единовременная выплата в размере 5,0 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте до 8 лет.
Кроме того, были осуществлены специальные выплаты гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. размере 12 130 рублей ежемесячно.
В целях поддержки плательщиков, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 годом N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с 1 апреля 2020 года Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.04.2020 N 102-ФЗ) для указанных плательщиков были введены пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10%, в части суммы выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало расчетного периода.
В целях исполнения основных мероприятий Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 15 января 2020 года в части стимулирования рождения в семье первого ребенка в бюджете ПФР предусмотрены средства федерального бюджета, которые, в соответствии с Федеральным законом от 01.03.2020 N 35-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала", направлялись на предоставление материнского (семейного) капитала в связи с рождением первого ребенка, начиная с 01.01.2020 года.
Исходя из этого, бюджет Фонда за 2020 год исполнен по доходам в сумме 10 303,3 млрд. рублей (115,3% от бюджетных назначений), что на 1 522,3 млрд. рублей больше, чем в 2019 году, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее - распределительная составляющая) - 10 258,89 млрд. рублей (115,4% от бюджетных назначений).
Исполнение бюджета Фонда по расходам за 2020 год составило 9 727,70 млрд. рублей (106,4% от бюджетных назначений), что на 1100,6 млрд. рублей больше, чем в 2019 году, из них по распределительной составляющей - 9 691,9 млрд. рублей (106,5% от бюджетных назначений).
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2020 год приведены в таблице:
млрд. рублей
Основные показатели |
Утверждено Законом о бюджете Фонда на 2019 год |
Утверждено Законом о бюджете Фонда на 2020 год |
Отклонение 2020/2019 увеличение (+)/ снижение (-) |
Кассовое исполнение за 2020 год |
Исполнено, % |
ДОХОДЫ - всего, |
8 692,51 |
8 937,32 |
+244,81 |
10 303,34 |
115,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
8 648,13 |
8 890,33 |
+242,2 |
10 258,89 |
115,4 |
по накопительной составляющей бюджета |
44,38 |
46,99 |
+2,61 |
44,45 |
94,6 |
из общего объема доходов: |
|
|
|
|
|
межбюджетные трансферты, полученные: |
3 356,54 |
3 221,91 |
-134,63 |
4 788,88 |
148,6 |
из федерального бюджета, в т. ч. |
3 352,97 |
3 217,45 |
-135,52 |
4 786,80 |
148,8 |
на обязательное пенсионное страхование |
1 065, 22 |
840,52 |
-224,7 |
1 695,31 |
увеличение в 2 раза |
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
54, 56 |
69,34 |
+14,78 |
69,34 |
100,0 |
на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала |
692, 38 |
694,13 |
+1,75 |
694, 13 |
100,0 |
на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов |
95, 67 |
100,87 |
+5,2 |
100,87 |
100,0 |
на выплату пенсий, пособий, социальных выплат за счет федерального бюджета |
1 445,14 |
1 512,59 |
+67,45 |
2 227,15 |
147,2 |
из бюджетов субъектов Российской Федерации |
3,57 |
4,46 |
+0,89 |
2,08 |
46,7 |
РАСХОДЫ - всего, |
8 716,53 |
9 146,49 |
+429,96 |
9 727,70 |
106,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
8 649,21 |
9 104,07 |
+454,86 |
9 691,94 |
106,5 |
по накопительной составляющей бюджета |
67,32 |
42,42 |
-24,9 |
35,75 |
84,3 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+), всего, в том числе: |
-24,02 |
-209,17 |
+185,15 |
575,64 |
|
в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии |
-1,08 |
-213,74 |
+212,68 |
566,95 |
|
по накопительной составляющей бюджета |
-22,94 |
4,57 |
|
8,69 |
|
Бюджет Фонда исполнен с профицитом в общей сумме 575,64 млрд. руб., из которого профицит по распределительной составляющей составил 566,95 млрд. рублей, в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (далее - накопительная составляющая) - 8,69 млрд. рублей.
В целом поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) за 2020 год составило 5 448, 8 млрд. рублей, что превышает аналогичные показатели 2019 года на 54,8 млрд. рублей или 1,0 процент. Вместе с тем фактическое поступление страховых взносов на ОПС составило 96,3% бюджетных назначений. Снижение поступления страховых взносов на ОПС обусловлено применением начиная с 1 апреля 2020 года пониженного тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ, а также отменой уплаты во 2 квартале и переносом сроков уплаты страховых взносов на ОПС в 3 квартале 2020 года для субъектов малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в пострадавших отраслях и социально ориентированных некоммерческих организациях в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Обеспеченность страховых пенсий поступившими страховыми взносами в 2020 году составила 73,0% (в 2019 году обеспеченность составила 76,5% процента).
В общей сумме поступивших страховых взносов на ОПС основную долю составили страховые взносы на выплату страховой пенсии от всех категорий страхователей в объеме 5 448,6 млрд. рублей, из них:
- страховые взносы на ОПС от плательщиков, использующих труд наемных работников с учетом погашения задолженности за истекшие расчетные периоды - 5 220,0 млрд. руб.;
- страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", всего - 79,7 млрд. рублей, в том числе: по пункту 1 - 23,4 млрд. рублей, по пунктам 2 - 18 - 56,3 млрд. рублей.
Взносы от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и организаций угольной промышленности, зачисляемые в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии, поступили в сумме 5,2 млрд. рублей и 2,4 млрд. рублей соответственно.
Страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год, поступили в объеме 304,9 млн. рублей, число лиц, вступивших в эти правоотношения, составило на начало 2021 года 38,8 тыс. человек, что на 34,3 тыс. человек больше, чем в 2019 году, и другие поступления.
Общая сумма межбюджетных трансфертов на выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР в 2020 году, составила 4 786,8 млрд. рублей или 46,5% от общего объема доходов бюджета Фонда (в 2019 году - 3 308,7 млрд. рублей), из них на финансирование выплаты страховых пенсий перечислено 2 559,6 млрд. рублей, в т. ч.:
- на обязательное пенсионное страхование - 1 695,3 млрд. рублей, в т.ч. средства на выплату страховой пенсии по старости до наступления общеустановленного пенсионного возраста, на выплату пенсий с учетом начисленных, но не уплаченных страховых взносов, на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии (в 2019 году объем трансферта на обязательное пенсионное страхование, перечисленный из федерального бюджета, составил 1 065, 2 млрд. рублей);
- на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 694, 1 млрд. рублей;
- на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 100,9 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 69,3 млрд. рублей.
Увеличение в общем объеме доходов трансферта на ОПС на 16,5%, обусловлено осуществлением новых видов выплат, которые не были предусмотрены в бюджете Фонда на 2020 год, в целях реализации мер государственной поддержки в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в основном - финансирование социальных выплат семьям с детьми. Средства на эти цели направлялись в бюджет ПФР в составе трансферта на ОПС.
На иные выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ПФР в 2020 году, направлено 2 227,15 млрд. рублей, в том числе:
- на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее - ГПО), доплат к пенсиям, пособий, компенсаций - 571,5 млрд. рублей;
- на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан (далее - ЕДВ) - 419,3 млрд. рублей;
- на предоставление материнского (семейного) капитала (далее - МСК) - 428,3 млрд. рублей;
- на оплату стоимости проезда пенсионерам - "северянам" к месту отдыха и обратно один раз в два года и компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей перечислено 4,7 млрд. рублей
- на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (далее - ФСД) - 56,4 млрд. рублей;
- на дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей - 655,9 млрд. руб.;
- на осуществление специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 145,6 млн. рублей.
Поступления конфискованных денежных средств в бюджет ПФР, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, составили в общей сумме 9,3 млрд. рублей.
Общая численность пенсионеров, состоящих на учете в территориальных органах ПФР и получающих страховые пенсии и пенсии по ГПО, на конец 2020 года, составила 43,1 млн. человек, что на 440,1 тыс. человек меньше, чем на конец 2019 года.
Численность получателей страховых пенсий составила на конец 2020 года 39,3 млн. человек, что на 487,3 тыс. человек меньше, чем на конец 2019 года и обусловлено поэтапным повышением общеустановленного пенсионного возраста (в 2020 году увеличение составило 1 год 6 месяцев).
В общей численности получателей страховых пенсий 902,4 тыс. человек составляют пенсионеры, проработавшие в сельском хозяйстве не менее 30 лет, и которым установлена повышенная на 25 процентов фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности.
С учетом норм Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" на период до 2025 года стоимость одного пенсионного коэффициента и размер фиксированной выплаты к страховой пенсии установлены в твердом размере и составили в 2020 году 93 руб. 00 копеек и 5 686 рублей 25 копеек соответственно. В результате чего размеры страховых пенсий 34,2 млн. неработающих пенсионеров были увеличены на 6,6 процента.
С 1 августа 2020 года проведен беззаявительный перерасчет размеров страховых пенсий 11,09 млн. работающих пенсионеров. Увеличение размера страховой пенсии в среднем составило 192 рубля. Расходы на указанные цели составили 10,7 млрд. рублей.
С учетом всех проведенных в 2020 году мероприятий по повышению пенсий средний размер страховой пенсии по старости увеличился на 877,88 рублей и составил на конец года 15 977,55 рублей (рост за 2020 год - 5,8%).
Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров увеличился на 1 007,53 рубля и составил на конец года 16 503,73 рубля. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в размере 15 916 рублей в 1,7 раза превысил величину прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) за 2020 год, размер которого составил 9 308 рублей,
Соотношение среднегодового размера страховой пенсии по старости с номинальной начисленной среднемесячной заработной платой (коэффициент замещения) составило в 2020 году 31,2%, в 2019 году - 31,4 процента.
Численность получателей пенсий по ГПО составила 3,8 млн. человек, из них получатели социальной пенсии - 3, 2 млн. человек, что на 32,9 тыс. человек больше, чем в 2019 году. Средний размер социальной пенсии увеличился на 544 рубля и на конец года составил 9 831 рубль. Расходы на увеличение пенсий по ГПО составили 21,5 млрд. рублей.
Размеры социальных пенсий с 1 апреля 2020 года проиндексированы на 6,1% исходя из темпов роста ПМП в Российской Федерации за 2019 год (темп роста ПМП, учтенного при формировании бюджета на 2019 год прогнозировался на уровне 7,0 процентов). Соотношение среднего размера социальной пенсии с величиной ПМП за 2020 год составило 105,6 процента.
Таким образом, всего на индексацию (увеличение) пенсий в 2020 году было направлено 395,8 млрд. рублей.
Всего на пенсионное обеспечение в 2020 году направлено 8 024,3 млрд. рублей, что на 363,7 млрд. рублей больше, чем в 2019 году, в том числе расходы на выплату страховых пенсий с учетом расходов на доставку составили 7 415,0 млрд. рублей (100,0% к бюджетным назначениям), что на 361,6 млрд. рублей больше, чем в 2019 году.
В целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в бюджете ПФР предусмотрены средства федерального бюджета на выплату ФСД в объеме 63,4 млрд. рублей. Фактические расходы составили 71,2 млрд. рублей, недостаток средств покрыт переходящими остатками средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшимися в бюджете ПФР в результате неполного использования аналогичных выплат в 2019 году.
Количество получателей указанной выплаты составило на конец года 2,9 млн. человек, что 1,0 млн. человек меньше, чем на конец 2019 года. Средний размер доплаты составил 1 968 рублей.
Расходы на выплату ЕДВ отдельным категориям граждан определены с учетом индексации указанных выплат с 1 февраля 2020 года на 3,0% и составили в общей сумме 413,1 млрд. рублей.
На выплату материнского (семейного) капитала (МСК) из федерального бюджета в 2020 году поступили средства в объеме 428,3 млрд. рублей.
Расходы за этот же период составили 317,9 млрд. руб. или 74,3% от бюджетных назначений, что обусловлено заявительным характером указанной выплаты. Основная часть расходов по указанной статье (288,4 млрд. руб. или 90,7%) приходится на направление средств МСК на улучшение жилищных условий, в т. ч. 205,9 млрд. рублей - на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья из средств МСК. Размер МСК в 2020 году установлен с учетом темпа роста инфляции 3% и составил:
- 466 617 рублей, при условии рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 г. включительно;
- 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.
Расходы на реализацию дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, составили 649, 6 млрд. рублей, в т. ч.:
- 49,8 млрд. рублей - на ежемесячную выплату в размере 5,0 тыс. рублей семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные в виде МСК;
- 20,6 млрд. рублей - на ежемесячную выплату в размере 5,0 тыс. рублей семьям, в которых первый ребенок родился (был усыновлен) в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года;
- 235,2 млрд. рублей - на единовременную выплату в размере 10,0 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет;
- 276,0 млрд. рублей - на единовременную выплату в размере 10,0 тыс. рублей на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
- 67,9 млрд. рублей - на единовременную выплату в размере 5,0 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте до 8 лет.
Расходы на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-I) составили 2,5 млрд. рублей, из федерального бюджета на указанные цели перечислено 4,4 млрд. рублей, компенсация предоставлена 165,5 тыс. человек, что на 104,1 тыс. человек меньше, чем в 2019 году. Комитет обращает внимание, что расходы на указанные цели составили всего 56,3% к бюджетным назначениям, при этом остаток средств федерального бюджета за 2020 год составил почти 2 млрд. рублей.
Кроме того, в соответствии с Законом N 4520-I осуществлялась компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые в 2020 году составили 300,1 млн. рублей или 114,3% от годовых назначений. Из федерального бюджета на указанные выплаты перечислено 262,6 млн. рублей, недостаток средств покрывался за счет переходящих остатков средств федерального бюджета, образовавшихся в бюджете Фонда по состоянию на 1 января 2020 года в результате неполного использования указанных выплат в 2019 году.
Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, имеющим на это право, носит заявительный характер. В 2020 году компенсация предоставлена 6 995 пенсионерам и 61 члену семей пенсионеров, находящихся на их иждивении, что на 2,0 тыс. человек меньше, чем в 2019 году.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов и бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства ПФР составили в 2020 году 117,7 млрд. рублей, что составляет 1,2% от общих расходов бюджета ПФР (в 2019 году расходы составили 111,4 млрд. рублей).
Средства направлялись на обеспечение деятельности Фонда и его территориальных органов, в том числе на оплату труда с начислениями, оплату услуг связи, коммунальных услуг, аренду помещений, выплаты компенсационного характера работникам системы ПФР, приобретение основных средств, капитальный ремонт помещений, в которых размещаются территориальные органы ПФР, развитие и модернизацию корпоративной сети передачи данных (КСПД), расходы на международное сотрудничество и другие расходы.
Комитет обращает внимание, что, как и в 2019 году, остается на низком уровне освоение средств на выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, расходы на указанные цели в 2020 году составили 15 020, тыс. рублей, или 33,2% к бюджетным назначениям.
Исполнение бюджета ПФР по доходам и расходам накопительной составляющей бюджета Фонда.
Доходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в 2020 году составили 44,4 млрд. рублей, что на 16,4 млрд. рублей меньше, чем в 2019 году, в том числе:
- доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации - 19,6 млрд. рублей (84,6% к бюджетным назначениям), которые направлены на передачу в управляющие компании и НПФ, в резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию, на обеспечение выплат за счет средств пенсионных накоплений (накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты и выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц). Неисполнение по данной статье связано со снижением фактических доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений (далее - СПН), перечисленных в ПФР управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление СПН, относительно аналогичных доходов, планировавшихся при формировании бюджета на 2020 год.
- страховые взносы на накопительную пенсию поступали в 2020 году в счет погашения задолженности по уплате указанных страховых взносов за расчетные периоды с 2002 по 2013 годы и составили 213,9 млн. рублей, в том числе сумма поступивших в ПФР пеней, штрафов и иных финансовых санкций в связи с неисполнением обязанностей по уплате страховых взносов на накопительную пенсию - 83,1 млн. рублей и другие поступления.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсий в 2020 году в бюджет ПФР поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию на общую сумму 3,4 млрд. рублей (76,1% к бюджетным назначениям), что на 668,1 млн. рублей меньше, чем в 2019 году, что связано с уменьшением на 92,0 тыс. количества граждан, уплативших дополнительные страховые взносы. Средний размер взноса, уплаченный гражданами в 2020 году составил 8,9 тыс. рублей (в 2019 году - 9,7 тыс. рублей). Средний размер взноса, уплаченный работодателем в 2020 году, составил 7,9 тыс. рублей (в 2019 году - 7,4 тыс. рублей). Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния, перечислены за этот же период в сумме 3,7 млрд. рублей.
По состоянию на 1 января 2021 года численность граждан, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, составила 15,9 млн. человек, из них 171 человек вступили в 2020 году.
Расходы, связанные с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в 2020 году составили 35,8 млрд. рублей, что на 27,0 млрд. рублей меньше, чем в 2019 году, из них в том числе:
- расходы на выплату накопительной пенсии составили 991,6 млн. рублей (86,2% к бюджетным назначениям). Средний размер накопительной пенсии на конец 2020 года составил 1 029,51 рублей (количество получателей - 85,6 тыс. человек);
- расходы на выплату срочной пенсионной выплаты составили 749,3 млн. рублей. Средний размер срочной пенсионной выплаты на конец 2020 года составил 1 898,39 рублей (количество получателей - 34,1 тыс. человек);
- средства пенсионных накоплений, переданные в негосударственные пенсионные фонды, составили 16,3 млрд. рублей, что на 29,1 млрд. рублей меньше аналогичного показателя за 2019 год (45,4 млрд. рублей), и связано с уменьшением в 2020 году количества заявлений о смене страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
- расходы на единовременную выплату средств пенсионных накоплений составили 13,9 млрд. рублей, что на 1,7 млрд. рублей больше, чем аналогичные расходы в 2019 году (12,2 млрд. рублей), что связано с увеличением фактического количества получателей выплаты против планируемого. Численность получателей выплаты в 2020 году составила 594,6 тыс. человек, средний размер выплаты составил 13 486,09 рублей.
Следует отметить, что объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2021 год составил 1 107,4 млрд. рублей, что на 4,1 млрд. рублей больше бюджетных назначений (1 103,3 млрд. рублей).
Комитет обращает внимание на значительное увеличение (в 2,7 раза) по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 1 января 2020 года остатка средств бюджета ПФР по распределительной составляющей, который на 01.01.2021 года составил 901,7 млрд. рублей, в том числе расчетный остаток средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2021 года в 1,3 раза превысил аналогичный остаток на начало 2020 года (151,3 млрд. рублей против 119,6 млрд. рублей на 01.01.2020). Комитет отмечает, что объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на некоторые выплаты существенно превышает объем исполненных обязательств по этим выплатам (например, кассовые расходы на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 1,8 раза ниже бюджетных назначений, кассовые расходы на предоставление материнского (семейного) капитала - в 1, 3 раза ниже бюджетных назначений, остаток средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам составил более 3,5 млрд. рублей и др.). Комитет обращает внимание, что ситуация с недостаточным освоением средств федерального бюджета по отдельным статьям расходов бюджета наблюдалась и в 2019 году.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда за 2020 год также отмечает низкое исполнение относительно бюджетных назначений по расходам на выполнение научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, что может свидетельствовать о недостаточном качестве планирования и обоснования расходов на указанные цели.
Кроме того, Счетная палата Российской Федерации также обращает внимание, что расчетный остаток средств федерального бюджета, передаваемый бюджету Фонда, на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации по состоянию на 1 января 2020 года составлял 2,1 млрд. рублей, в связи с чем в 2020 году финансирование из федерального бюджета на указанные цели не требовалось.
Комитет отмечает, что все обязательства перед пенсионерами и получателями социальных выплат в 2020 году Фондом выполнены в полном объеме.
Индексация пенсий, пособий, социальных выплат осуществлена в установленные законодательством сроки. На исполнение Фондом публичных нормативных обязательств в отчетном периоде было направлено 9 584,7 млрд. рублей или 98,5% общего объема расходов бюджета Фонда.
Вместе с тем, в очередной раз комитет рекомендует Правительству Российской Федерации ускорить подготовку проекта федерального закона, определяющего статус Пенсионного фонда Российской Федерации.
С учетом изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год".
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.