Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1180061-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1180061-7 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и с учетом заключений Счетной палаты Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд, ПФР) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 383-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон о бюджете Фонда, Федеральный закон N 383-ФЗ).
Изменения в Закон о бюджете Фонда были внесены Федеральным законом от 18 марта 2020 года N 51-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2020 году. Доходы бюджета Фонда были увеличены на 13,47 млрд. рублей, расходы увеличены на 104,23 млрд. рублей и объем дефицита бюджета Фонда увеличен на 28,48 млрд. рублей.
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2020 году сложилось в следующих объемах:
(млрд. рублей)
Показатели |
Утверждено (N 383-ФЗ от 02.12.19 с учетом изменений) |
Исполнено |
% исполнения |
ДОХОДЫ |
8 937,32 |
10 303,34 |
115,3 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая) |
8 890,33 |
10 258,89 |
115,4 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
46,99 |
44,45 |
94,6 |
Из общего объема доходов средства федерального бюджета: |
3 217,45 |
4 786,8 |
148,8 |
из них: - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов |
69,34 |
69,34 |
100,0 |
- на обязательное пенсионное страхование |
840,5 |
1 695,3 |
201,7 |
- на выплату пенсий, пособий, социальных выплат и другие выплаты за счет федерального бюджета |
2 307,61 |
3 022,15 |
131,0 |
средства бюджетов субъектов РФ |
4,5 |
2,1 |
46,7 |
РАСХОДЫ |
9 146,49 |
9 727,7 |
106,4 |
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (распределительная составляющая) |
9 104,07 |
9 691,94 |
106,5 |
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
42,42 |
35,76 |
84,3 |
ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ(-) |
-209,18 |
575,64 |
|
в том числе: в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий |
-213,74 |
566,95 |
|
по накопительной составляющей бюджета Фонда |
4,56 |
8,69 |
|
Исполнение бюджета Фонда в 2020 году осуществлялось в условиях зачисления в 2020 году так же, как и в 2015 - 2019 годах, всех поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования (на выплату страховой части трудовой пенсии), установления тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на уровне 2012 года в размере 22% на постоянной основе и тарифа страховых вносов в размере 10% сверх предельной величины облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов была проиндексирована с учетом роста средней месячной заработной платы и определена в размере 1 292 тыс.рублей (в 2019 году - 1 150 тыс.рублей).
С 2020 года на тариф 22% перешли хозяйственные общества и партнерства, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, а также организации и индивидуальные предприниматели, заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности.
Для организаций малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, в 2020 году сохранены пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 20 процентов.
Для ряда плательщиков применялись пониженные тарифы страховых взносов в размере от 0 до 14 процентов.
Для категорий плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и резидентов территории опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 6 процентов.
Для организации, получившей статус участника проекта "Сколково", установлен тариф страховых взносов в размере 14 процентов, для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов - 0 процентов.
Страховые взносы по дополнительным тарифам для отдельных категорий страхователей в отношении выплат работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, определены с учетом специальной оценки условий труда на рабочих местах и установления дифференцированных тарифов от 0 до 8 процентов. Для плательщиков, не прошедших оценку условий труда и не имеющих результатов аттестации, установлены дополнительные тарифы для Списка N 1 - 9%, Списка N 2 и малых списков - 6 процентов.
Согласно порядку определения размера страховых взносов, заменившему МРОТ как объект обложения страховыми взносами на фиксированный размер, для ИП с годовым доходом не более 300,00 тыс. рублей размер взноса в 2020 году составил 32,45 тыс. рублей (в 2019 году - 29,35 тыс. рублей), если доход превышал 300,00 тыс. рублей - плюс еще 1% с суммы превышения, максимальный размер взноса - 259,60 тыс. рублей (за 2019 год - 234,83 тыс. рублей.
Особенностью исполнения бюджета ПФР в 2020 году стало также введение ограничений в деятельности предприятий и организаций, вызванных распространением коронавирусной инфекции COVID-19, и установление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения негативных последствий влияния пандемии.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" с 1 апреля действовали льготы по уплате страховых взносов для плательщиков, признанных субъектами малого и среднего предпринимательства. Указанные плательщики в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам календарного месяца как сумма превышения над величиной МРОТ (12 130,00 рублей) в части не превышающей предельной величины базы для исчисления страховых взносов, уплачивали страховые взносы на ОПС по тарифу в размере 10% вместо 22% (Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Организациям и ИП, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавшим в связи с распространением коронавирусной инфекции, были продлены сроки уплаты страховых взносов на 6 месяцев с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за март - май 2020 года, и на 4 месяца с сумм, исчисленных за июнь - июль 2020 года, а также с сумм, исчисленных ИП за 2019 год с дохода, превышающего 300,00 тыс. рублей.
Отдельные ИП и организации - плательщики страховых взносов, указанные в статье 2 Федерального закона от 8 июня 2020 года N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", были освобождены от уплаты страховых взносов на ОПС в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных за апрель, май, июнь 2020 года.
Кроме того, для ИП и иных организаций было предусмотрено упрощенное получение отсрочки, рассрочки по уплате страховых взносов со сроком уплаты в 2020 году. Отсрочка предоставлялась на 3 года или на 5 лет, если заявление о поручении данной льготы подано в налоговые органы до 1 декабря 2020 года.
Также особенностью исполнения бюджета ПФР в 2020 году являются дополнительные меры социальной поддержки семьям с детьми, предусмотренные в целях снижения негативных последствий пандемии коронавируса:
ежемесячная выплата в размере 5,0 тыс. рублей семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные в виде материнского (семейного) капитала;
ежемесячная выплата в размере 5,0 тыс. рублей семьям, в которых первый ребенок родился (был усыновлен) в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года;
единовременная выплата в размере 10,0 тыс. рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет и на детей в возрасте от 0 до 16 лет;
единовременная выплата родителям, усыновителям, опекунам и попечителям детей в возрасте до 8 лет в размере 5,0 тыс. рублей на каждого ребенка.
Также Фондом предоставлялась ежемесячная выплата в размере 12,13 тыс. рублей сотрудникам организаций, добровольцам, которые в период эпидемии приняли на временное проживание, в том числе под временную опеку, инвалидов, граждан старшего возраста, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Доходы бюджета Фонда в 2020 году исполнены в сумме 10 303,34 млрд. рублей, что на 1 522,34 млрд. рублей или на 17,3% выше уровня 2019 года.
Расходы бюджета Фонда за 2020 год исполнены в сумме 9 727,7 млрд. рублей или 106,4% к утвержденному объему и увеличились по сравнению с 2019 годом на 1 100,57 млрд. рублей или на 12,8%.
Бюджет Фонда за 2020 год исполнен с профицитом в объеме 575,64 млрд. рублей, что на 784,82 млрд. рублей больше прогнозного показателя (Законом о бюджете Фонда предусмотрен дефицит в объеме 209,18 млрд. рублей).
В целом страховые взносы на обязательное социальное страхование за 2020 год поступили в сумме 5 459,77 млрд. рублей или 96,3% от прогнозного плана поступлений. По сравнению с 2019 годом поступления страховых взносов возросли на 0,9%.
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в соответствии с частью 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации на выплату страховой пенсии в 2020 году составило 148,4 млрд. рублей, что составляет 92,3% уточненного прогноза. По сравнению с 2019 годом объем поступлений сократился на 0,5%.
Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поступили в общем объеме 79,7 млрд. рублей, что на 1,8% выше поступлений 2019 года.
За 2020 год страховые взносы за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ по результатам специальной оценки условий труда, по Списку N 1 поступили в объеме 23,4 млрд. рублей, по Списку N 2 - 56,3 млрд. рублей.
Взносы в бюджет Фонда на выплату доплат к пенсии поступили от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в сумме 5,2 млрд. рублей или 59,6% к уточненным прогнозным показателям и 58,0% объема поступлений в 2019 году. На снижение поступлений повлияло введение комплекса ограничительных мер, связанных с распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
Взносы, поступившие в бюджет Фонда на выплату доплаты к пенсии работникам угольной промышленности, составили 2,4 млрд. рублей или 95,4% уточненного прогноза.
По данным Счетной палаты, коэффициент собираемости страховых взносов в 2020 году составил 100,9% (в 2019 году - 100,6%).
Счетная палата отмечает, что за 2020 год совокупная задолженность перед бюджетом ПФР по уплате страховых взносов выросла на 6,4 млрд. рублей (на 2,5%). За 2019 год ее рост составлял 21,6 млрд. рублей (7,7%). Задолженность, образовавшаяся за расчетные периоды до 1 января 2017 года, принятая ФНС России от ПФР, уменьшилась на 31,6 млрд. рублей (на 24,8%), за расчетные периоды с 1 января 2017 года увеличилась на 38,4 млрд. рублей (на 29,2%). В общем объеме совокупной задолженности 36% (95,7 млрд. рублей) составляет задолженность индивидуальных предпринимателей.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба поступили в объеме 10,7 млрд. рублей (в 6,2 раза больше уточненного прогноза) и по сравнению с 2019 годом выросли в 5,1 раза. Комитет отмечает, что основную долю в этих доходах (71,9%, или 7,7 млрд. рублей) составили поступления денежных средств, изымаемых в собственность Российской Федерации в соответствии с решениями судов, в отношении которых не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства их законного получения, а также денежные средства, обращенные в собственность государства на основании обвинительных приговоров судов по делам о преступлениях коррупционной направленности (14,8%, или 1,6 млрд. рублей).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета направлены в бюджет Фонда в сумме 4 786,8 млрд. рублей или 144,7% от утвержденных показателей Законом о бюджете Фонда и по сравнению с 2019 годом выросли на 1 478,1 млрд. рублей.
По сравнению с прогнозируемым объемом трансфертов, утвержденным Федеральным законом N 383-ФЗ (3 221,9 млрд. рублей), в бюджет ПФР было перечислено больше на 1 567,0 млрд. рублей (в 1,49 раза). Увеличение связано с поступлениями, не предусмотренными Федеральным законом N 383-ФЗ. Так, на выполнение 8 новых обязательств поступило 724,4 млрд. рублей:
средства на единовременную выплату некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов - 68,3 млрд.рублей;
средства на осуществление ежемесячной денежной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в соответствии с Указом N 180 - 44,7 млн.рублей;
средства на дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей (5 новых выплат) - 655,9 млрд.рублей;
средства на специальные выплаты гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 145,6 млн.рублей.
В 2020 году средства федерального бюджета составили 46,5% всех доходов бюджета Фонда против 37,7% в 2019 году. При этом основную долю (53,4%) в общем объеме межбюджетных трансфертов составляют средства, предназначенные на финансирование выплаты страховых пенсий. Объем межбюджетных трансфертов, предназначенных для выплаты страховых пенсий, по сравнению с 2019 годом увеличился на 651,8 млрд. рублей (в 1,34 раза). Доля данных средств в доходах ПФР составила 24,8% (в 2019 году - 21,7%).
Трансферт на обязательное пенсионное страхование составил 1 695,3 млрд.рублей или 35,4% общего объема средств федерального бюджета, переданных в бюджет Фонда или 16,5% объема доходов бюджета Фонда (в 2019 году - 12,1%), превысив утвержденный показатель в 2 раза. По сравнению с 2019 годом трансферт на обязательное пенсионное страхование увеличился на 630,1 млрд. рублей (на 59,2%).
Счетная палата отметает, что Минфином России в СБР федерального бюджета на 2020 год были перераспределены бюджетные ассигнования, предусмотренные на ОПС, в объеме 86,6 млрд. рублей и направлены на финансовое обеспечение дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей. Таким образом, в целом на ОПС в 2020 году Минфином России было перечислено из федерального бюджета 753,9 млрд. рублей и из резервного фонда Правительства Российской Федерации 941,4 млрд. рублей (всего 1 695,3 млрд. рублей).
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала (694,1 млрд. рублей), на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (100,9 млрд. рублей), а также на осуществление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) и дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) поступали в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2020 год.
Средства федерального бюджета на предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) составили 428,3 млрд. рублей или 100,0% к утвержденным показателям и увеличились по сравнению с 2019 годом на 102,8 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния составили 3,7 млрд. рублей (82,2% к утвержденным показателям), что на 21,5% меньше поступлений 2019 года.
На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов из федерального бюджета выделено 69,3 млрд. рублей с увеличением к уровню 2019 года на 26,9%.
Остатки средств, образовавшиеся в бюджете ПФР по состоянию на 1 января 2020 года, привлекались ПФР на финансирование социальных выплат в соответствии с Федеральным законом N 383-ФЗ.
Остатки средств федерального бюджета, сложившиеся на 1 января 2020 года, использованы ПФР в 2020 году на те же цели (расчетно) на сумму 55,6 млрд. рублей (46,4% остатка на 1 января 2020 года).
В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, (по распределительной составляющей) доходы бюджета Фонда в 2020 году составили 10 258,89 млрд. рублей или 115,4% к утвержденным прогнозируемым объемам и с ростом к уровню 2019 года на 1 538,69 млрд. рублей. Расходы осуществлены в сумме 9 691,94 млрд. рублей или 106,5% к утвержденному показателю с ростом к уровню 2019 года на 1 127,63 млрд.рублей.
По распределительной составляющей бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 566,95 млрд. рублей (в 2019 году исполнен с профицитом в сумме 155,88 млрд. рублей).
По данным Счетной палаты, в 2020 году общий объем средств для обеспечения выплаты страховой пенсии составил 8 291,2 млрд. рублей, из которых 2 559,7 млрд. рублей (30,9%) - средства федерального бюджета, 5 465,1 млрд. рублей - страховые взносы и прочие доходы, направляемые на выплату страховой пенсии, 210,9 млрд. рублей - остаток средств на выплату страховой пенсии, сложившийся на 1 января 2020 года, 55,6 млрд. рублей - перераспределение средств МСК на выплату страховой пенсии.
Суммарный объем расходов, осуществляемых за счет поступивших доходов, направляемых на выплату страховой пенсии, составил 7 543,8 млрд. рублей, из которых 119,0 млрд. рублей - средства на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Фонда.
Поступившие в течение 2020 года страховые взносы обеспечили потребность Фонда на осуществление выплат страховой пенсии на 73,7% (в 2019 году - 76,6%).
Комитет отмечает, что в 2020 году доходы от страховых взносов, уплачиваемых лицами, добровольно вступившими в правоотношения по ОПС поступили в объеме 304,9 млн. рублей, что в 1,76 раза превышает прогнозный показатель, учтенный при формировании бюджета Фонда и в 2,2 раза уровень 2019 года.
Фондом осуществлено пенсионное обеспечение 43,1 млн. пенсионеров, численность которых за 2020 год сократилась на 0,4 млн. человек или на 1,0%.
За отчетный период проведены следующие мероприятия.
1) С 1 января 2020 года в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 350-ФЗ стоимость одного пенсионного коэффициента была увеличена на коэффициент равный 1,066 и установлена в размере 93 рубля 00 копеек. В связи с увеличением стоимости одного пенсионного коэффициента проведена корректировка размера страховых пенсий неработающих пенсионеров.
Также с 1 января 2020 года в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 350-ФЗ установлен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме 5 686 рублей 25 копеек. В результате индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения к фиксированной выплате неработающим пенсионерам произведена на 6,6 процента.
Расходы на индексацию страховых пенсий неработающим пенсионерам составили 374,3 млрд. рублей.
2) С 1 апреля 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 года N 270 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2020 года социальных пенсий" осуществлена индексация на 6,1% (исходя из темпов роста прожиточного минимума пенсионера (далее - ПМП) в Российской Федерации за 2019 год) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий и других выплат, размер увеличения которых зависит от роста социальных пенсий. Расходы на индексацию составили 21,5 млрд. рублей.
Всего за 2020 год на индексацию (увеличение) пенсий было направлено 395,8 млрд. рублей.
3) С 1 августа 2020 года осуществлен перерасчет страховых пенсий на основании поступивших в 2019 году за застрахованное лицо страховых взносов, не учтенных при назначении пенсии или корректировке размеров пенсий на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Расходы составили 10,7 млрд. рублей.
Рост страховых пенсий за 2020 год составил 5,8% к уровню 2019 года.
Средний размер страховой пенсии по старости увеличился за 2020 год на 878 рублей, или на 5,8%, и на конец 2020 года составил 15 978 рублей, при этом среднегодовой размер страховой пенсии по старости превысил размер ПМП в 1,7 раза и составил 15 916 рублей.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2020 год на 544 рубля и составил на конец 2020 года 9 831 рубль, соотношение среднего размера с величиной ПМП за 2020 год в размере 9 308 рублей составило 105,6 процента.
На конец 2020 года общий уровень материального обеспечения пенсионеров из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны (с учетом пенсии, ЕДВ, ДЕМО) составил соответственно в среднем около 38 тыс. рублей и 46,5 тыс. рублей (увеличение за 2020 год - от 1,1 тыс. рублей до 2,7 тыс. рублей); у вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы, получающих две пенсии, - 31,6 тыс. рублей (увеличение за 2020 год - 1,4 тыс. рублей)
Кроме того, с 1 февраля 2020 года ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, социальные пособия на погребение и другие социальные выплаты проиндексированы на 3,0%.
На 31 декабря 2020 года средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров составил 16 503,73 рубля (увеличился на 1 007,53 рубля).
Материнский (семейный) капитал на 2020 год установлен в размере:
466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.
За счет средств федерального бюджета осуществлена выплата федеральной социальной доплаты к пенсии 2,9 млн. человек в 54 субъектах Российской Федерации (в 2019 году - в 69 субъектах Российской Федерации), средний размер выплаты - 1 968,0 рублей. Расходы на указанные цели в 2020 году составили 70,9 млрд. рублей или 112,4% от утвержденного Законом о бюджете Фонда показателя. По сравнению с 2019 годом расходы уменьшились на 24,5%. Уменьшение количества субъектов связано с тем, что в 15 субъектах Российской Федерации региональный ПМП на 2020 год был установлен выше показателя по Российской Федерации (9 311 рублей). Неработающим пенсионерам, в случае если общая сумма денежных выплат была меньше регионального прожиточного минимума в этих субъектах Российской Федерации, устанавливалась региональная социальная доплата.
За счет трансфертов из федерального бюджета Фондом также осуществлены расходы:
- на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, 486,2 млрд. рублей (98% от утвержденного показателя);
- дополнительного материального обеспечения 3,2 млрд. рублей (96,0%);
- на ежемесячные денежные выплаты:
инвалидам - 322,3 млрд. рублей (99,2%);
ветеранам - 72,3 млрд. рублей (95,3%);
гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний - 16,75 млрд. рублей (97,5%),
Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы - 1,2 млрд.рублей (99,9%);
Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 0,5 млрд. рублей (100,5%);
- на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан и инвалидам вследствие военной травмы - 0,5 млрд. рублей (99,3%);
- на дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги - 3,2 млрд. рублей (96,0%);
- на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года - 2,5 млрд. рублей (56,3%). Из-за введения ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 году компенсацию получили 165 529 человек, что на 40% меньше планового показателя (274 434 человек) и на 39% (104 053 человек), чем в 2019 году (269 582 получателей);
- на осуществление выплаты материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса - 7,5 млрд. рублей (95,9%).
Снижение расходов от утвержденных в основном связано с уменьшением фактической численности получателей от запланированной.
Выплата ЕДВ ветеранам с 2020 года осуществлялась с учетом новой категории граждан - лиц, принимавших в период с августа по сентябрь 1999 года участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан.
С 11 марта 2020 года ПФР начал предоставлять ежемесячную денежную выплату военнослужащим, проходившим военную службу в составе 6 парашютно-десантной роты 104 гвардейского парашютно-десантного полка 76 гвардейской воздушно-десантной дивизии, проявившим героизм, мужество и отвагу в ходе боя в Аргунском ущелье 1 марта 2000 года при проведении контртеррористической операции, а также членам семей погибших (умерших) указанных военнослужащих.
Начиная с 2020 года средства федерального бюджета, передаваемые бюджету ПФР на выплату ЕДВ, не включали в себя средства на оказание государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, санаторно-курортным лечением, проездом на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Данные средства были предусмотрены напрямую Минздраву России, Минтруду России и Фонду социального страхования Российской Федерации.
На компенсацию затрат граждан, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность израсходовано 0,3 млрд. рублей или 114,3% утвержденного показателя. Счетная палата отмечает, что неиспользованный остаток средств по данной выплате на 1 января 2020 года составлял 2,1 млрд. рублей, в связи с чем финансирование из федерального бюджета не требовалось. При этом за 2020 год сложившийся остаток средств практически полностью израсходован на финансирование выплат гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы.
На предоставление МСК на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, единовременную выплату Фондом за счет средств федерального бюджета осуществлены расходы в сумме 317,9 млрд. рублей (74,3% утвержденного показателя).
По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 26,5 млрд. рублей (на 9,1%), что обусловлено возобновлением в 2020 году индексации размера МСК и распространением с 2020 года права на МСК на семьи с одним ребенком.
Более чем в 2 раза увеличилось число получателей за счет средств МСК ежемесячной выплаты, что обусловлено ростом допустимого уровня среднедушевого дохода семьи для возникновения права на выплату (с 1,5-кратной до 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации), а также продлением периода ее получения до достижения ребенком возраста с 1,5 до 3 лет.
С 2020 года возобновлена ежегодная индексация размера МСК. Для семей, в которых родился первый ребенок, размер МСК в 2020 году составлял 466 617,0 рублей, при рождении второго (или последующего) ребенка с учетом дополнительного увеличения на 150,0 тыс. рублей - 616 617,00 рублей.
По состоянию на 1 января 2021 года с начала реализации программы МСК выдано 10 870,9 тыс. государственных сертификатов на МСК (далее - сертификат), в том числе за 2020 год - 1 208,0 тыс. сертификатов, что на 581,1 тыс. сертификатов больше, чем было выдано в 2019 году (в 2019 году - 697,8 тыс. сертификатов). В целом из федерального бюджета на реализацию программы МСК за период ее реализации израсходовано более 2,95 трлн. рублей.
Количество выданных сертификатов МСК в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилось в 1,9 раза. Из 1 208,0 тыс. выданных сертификатов 379,7 тысяч (или 31,4%) было выдано семьям с одним ребенком. При этом количество сертификатов, выданных семьям при рождении (усыновлении) второго (или последующего) ребенка, также увеличилось на 130,5 тысяч (на 18,7%) и составило в 2020 году 828,3 тысячи. На данный рост повлияло предоставление с 15 апреля 2020 года права получить сертификат в беззаявительном (проактивном) режиме. В 2020 году в данном порядке было выдано 641,3 тыс. сертификатов (53,1% всех выданных в 2020 году сертификатов).
ПФР вернул в 2020 году в федеральный бюджет остатки субсидии на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации в объеме 143,7 млн. рублей, а также вернул в бюджеты субъектов Российской Федерации остатки трансфертов прошлых лет на социальные выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными в сумме 2,8 млн. рублей.
Остатки целевых средств федерального бюджета в течение 2020 года увеличились в 1,26 раза с 119,6 млрд. рублей до 151,3 млрд. рублей.
Расходы на доплаты к пенсии работникам организаций угольной промышленности осуществлены в соответствии с поступившими в бюджет Фонда взносами составили 2,4 млрд. рублей (93,3% утвержденного показателя), на доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - 6,5 млрд. рублей (75,0% утвержденного показателя). Средние размеры доплат к пенсии составили для работников организаций угольной промышленности 3 486,27 рублей, для членов летных экипажей 7 468,31 рубля.
Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда поступили в объеме 44,45 млрд. рублей, что составляет 94,6% к прогнозным показателям, расходы составили 35,76 млрд. рублей, что составляет 84,3% к утвержденным показателям. Профицит по накопительной составляющей сложился в сумме 8,69 млрд. рублей.
Дополнительные страховые взносы (ДСВ) на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц поступили в сумме 3,4 млрд. рублей, что на 23,9% меньше прогнозных показателей и на 16,3% ниже уровня 2019 года.
Средства федерального бюджета, поступившие на софинансирование формирования пенсионных накоплений, с учетом фактически уплаченных дополнительных страховых взносов составили 3,7 млрд. рублей (в 2019 году - 4,7 млрд. рублей).
Доходы, полученные от временного размещения средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателей, составили 67,1 млн. рублей, что на 47,6 млн.рублей (58,5%) меньше, чем в 2019 году.
Доходы от временного размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений (далее - СПН), составили 6,9 млн. рублей (117,5% уточненного прогноза), что на 38,2% меньше поступлений 2019 года.
В целом средства пенсионных накоплений, переданные негосударственными пенсионными фондами (НПФ) в Фонд, составили 8,6 млрд. рублей, что на 3,7 млрд. рублей (на 77,1%) больше, чем в 2019 году.
Доходы от инвестирования средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию составили 8,7 млрд. рублей (73,7% уточненного прогноза). По сравнению с 2019 годом объем поступлений уменьшился на 3,8 млрд. рублей (на 30,5%). Счетная палата отмечает, что планирование доходов от инвестирования средств резерва по ОПС осуществлялось исходя из прогнозного показателя дохода 7,20%, фактически данный показатель составил 5,45%.
Распоряжением Правления Фонда от 19 февраля 2020 г. N 95р минимальный размер резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию утвержден в объеме 9,2 млрд. рублей и рассчитан в соответствии с Правилами определения минимального размера резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 706.
По состоянию на 1 января 2020 года объем средств резерва Фонда по обязательному пенсионному страхованию составлял 154,4 млрд. рублей, на 1 января 2021 года - 170,8 млрд. рублей.
В 2020 году Фондом за счет средств пенсионных накоплений осуществлены выплаты:
накопительных пенсий в сумме 0,99 млрд. рублей (86,2% утвержденного показателя), что на 19,1% больше расходов 2019 года. В течение 2020 года число получателей накопительной пенсии увеличилось на 8,47 тыс. человек (на 31 декабря 2020 года - 85,60 тыс. человек, на 31 декабря 2019 года - 77,13 тыс. человек). Средний размер накопительной пенсии на конец 2020 года составил 1 031,34 рубля (на 31 декабря 2019 года - 956,07 рубля);
единовременных выплат в сумме 13,9 млрд. рублей, что составляет 124,0% утвержденного показателя и на 1,7 млрд.рублей (14%) больше уровня 2019 года. Превышение расходов обусловлено увеличением фактического числа получателей по сравнению с планируемым на 218,57 тыс. человек (численность получателей в 2020 году составила 594,62 тыс. человек). Средний размер выплаты составил 23,4 тыс. рублей;
срочных пенсионных выплат в сумме 0,75 млрд. рублей (97,9% утвержденного показателя). По состоянию на 1 января 2021 года численность получателей срочной пенсионной выплаты составила 34,12 тыс. человек (на 1 января 2020 года - 30,68 тыс. человек), средний размер - 1 894,38 рубля (на 1 января 2020 года - 1 687,10 рублей);
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в сумме 3,35 млрд. рублей (96,5% прогнозного показателя).
Произведенные Фондом расходы обусловлены фактическим количеством обращений граждан за назначением указанных выплат.
Передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды осуществлена в сумме 16,3 млрд. рублей или 64,2% утвержденного показателя, что на 29,1 млрд. рублей (в 2,8 раза) меньше, чем в 2019 году.
В 2020 году согласно статье 12 Федерального закона N 350-ФЗ проведена корректировка накопительной пенсии по результатам инвестирования средств выплатного резерва за 2019 год. Размер корректирующего коэффициента составил 1,091330531281, объем средств, направленных на корректировку, - 1 526,8 млн. рублей. По данным ПФР, корректировка осуществлена 77,6 тыс. получателям накопительной пенсии, увеличение размера накопительной пенсии составило в среднем 87,3 рубля.
Также в 2020 году осуществлена корректировка размера срочной пенсионной выплаты с учетом коэффициента 1,079995735390. Корректировка осуществлена 31,8 тыс. получателям.
По состоянию на 1 января 2020 года Фондом передано в государственную управляющую компанию средств выплатного резерва для осуществления срочной пенсионной выплаты 3 750,4 млн. рублей, по состоянию на 1 января 2021 года - 4 050,1 млн. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений за 2020 год увеличился на 8,7 млрд. рублей и на 1 января 2021 года составил 1 107,43 млрд. рублей, из которых 909,9 млрд. рублей переданы в доверительное управление управляющим компаниям (на 1 января 2020 года - 915,7 млрд. рублей).
В результате инвестирования средств пенсионных накоплений в 2020 году получены доходы всеми УК в объеме 130,1 млрд. рублей, в том числе ГУК - 127,2 млрд. рублей (совокупно по двум инвестиционным портфелям) и частными УК - 2,9 млрд. рублей (у 1 УК сложился убыток в сумме 1,9 млн.рублей).
Доходность инвестирования СПН УК составила от (-) 1,33% годовых (УК "ПРОМСВЯЗЬ") до 10,36% (СБЕР УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК), ГУК (ВЭБ. РФ) по портфелю государственных ценных бумаг - 7,95% годовых, по расширенному инвестиционному портфелю - 6,87%.
В 2020 году расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его органов составили 116,7 млрд. рублей или 96,6% к утвержденным показателям.
На капитальные вложения израсходовано 1,0 млрд. рублей (58,6% к утвержденному показателю), в том числе на приобретение объектов недвижимости - 0,2 млрд. рублей, на строительство (реконструкцию) - 0,8 млрд. рублей. По сравнению с 2019 годом расходы уменьшились на 0,2 млрд. рублей (на 17%).
Расходы на переподготовку и повышение квалификации кадров составили 0,1 млрд. рублей (94,6%), что сопоставимо с аналогичными расходами в 2019 году.
Планом проведения научно-исследовательских работ на 2020 год предусмотрено выполнение 2 научно-исследовательских работ. По данным Счетной палаты, израсходовано 15,0 млн. рублей (33,2% показателя, утвержденного Законом о бюджете Фонда). По сравнению с 2019 годом расходы уменьшились на 4 950,0 тыс. рублей (на 25%). Неиспользованными в 2020 году остались 30,2 млн. рублей. За счет израсходованных средств была оплачена научно-исследовательская работа на тему "Обоснование ожидаемого периода нахождения на пенсии различных категорий застрахованных лиц для солидарного и накопительного компонентов". Одновременно в течение года ПФР был расторгнут государственный контракт о проведении научно-исследовательской работы на тему "Разработка методического обеспечения выполнения актуарных функций в системе ПФР для достижения целевых ориентиров долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации" стоимостью 7 950,0 тыс. рублей. На протяжении нескольких лет при формировании проектов бюджетов ПФР на очередной финансовый год и на плановый период Счетная палата в своих заключениях отмечала о недостаточном качестве планирования и обоснования расходов на данные цели и о риске неполного освоения средств.
На взносы в Международную ассоциацию социального обеспечения направлено 8,4 млн. рублей. Счетная палата отмечает, что ПФР в 2020 году по сравнению с 2019 годом произвел уплату членских взносов в Международную ассоциацию социального обеспечения (МАСО) больше на 1 155,5 тыс. рублей (на 15,9%), что обусловлено повышением членского взноса на 5 100 швейцарских франков и курсом швейцарского франка.
Расходы на финансирование информационно-разъяснительной работы Фонда по пенсионной реформе и социальной тематике составили 1,2 млрд. рублей (94,5%), неисполнение запланированных расходов связано с экономией средств в результате проведения конкурсных процедур. По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 0,5 млрд. рублей (на 84,5%).
На закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий израсходовано 12,3 млрд. рублей (87,2% предусмотренных бюджетных ассигнований), что на 2,9 млрд. рублей (на 30,1%) больше расходов за 2019 год. Расходы в 2020 году осуществлялись в рамках Плана информатизации ПФР.
Остаток средств бюджета ПФР за 2020 год в целом увеличился в 2,16 раза и на 1 января 2021 года составил 1 079 431 551,3 тыс. рублей (на 1 января 2020 года - 500 117 762,1 тыс. рублей). Значительное увеличение произошло за счет распределительной составляющей, что связано с увеличением почти в 2 раза в 2020 году трансферта на ОПС. При отсутствии дополнительного трансферта, перечисленного в бюджет ПФР в конце 2020 года, по распределительной составляющей сложился бы дефицит в объеме около 290,0 млрд. рублей (расчетно), который покрывался остатком, сложившимся на 1 января 2020 года.
В составе остатка по распределительной составляющей на 1 января 2021 года 901 437 069,7 тыс. рублей - средства на счетах бюджета в Федеральное казначейство, 311 184,5 тыс. рублей - на счетах в кредитных организациях, по накопительной составляющей 4 835 297,1 тыс. рублей - средства на счетах бюджета в ФК, 172 848 000,0 тыс. рублей - СПН, размещенные в депозиты.
Расчетные остатки целевых средств федерального бюджета увеличились в 1,26 раза (с 119 621 098,5 тыс. рублей до 151 286 509,7 тыс. рублей) и составили 16,8% остатка по распределительной составляющей (в 2019 году - 35,7%). В течение 2020 года остатки средств федерального бюджета, сложившиеся на 1 января 2020 года, были направлены на те же цели в объеме 55 562 034,8 тыс. рублей. Остатки, образовавшиеся на 1 января 2021 года, будут направлены в 2021 году на те же цели.
Счетная палата в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте.
При проверке отчета недостоверных сведений и фактов нецелевого использования средств бюджета Фонда не выявлено, недостоверности бюджетной отчетности также не установлено.
Вместе с тем, Счетной палатой отмечен ряд нарушений и недостатков при исполнении бюджета Фонда в 2020 году в сфере внутреннего финансового контроля, аудита, ведения бухгалтерского учета.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает утверждение отчета об исполнении бюджета Фонда за 2020 год.
Выводы.
Комитет и Счетная палата отмечает, что деятельность Фонда по исполнению бюджета в 2020 году в целом осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и основными задачами бюджетной и социальной политики.
Показатели, установленные Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 383-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", в основном выполнены.
Фондом исполнены задачи по повышению размеров пенсий и выполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 9 584,7 млрд. рублей или 95,5% общего объема расходов бюджета Фонда.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2020 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.