Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1246345-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения понятия "дом блокированной застройки" и введения понятия "многоквартирный дом"), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1246345-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения понятия "дом блокированной застройки" и введения понятия "многоквартирный дом"), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается устранить правовую неопределенность, возникающую при отнесении здания к многоквартирному дому или дому блокированной застройки. Понятие "многоквартирный дом" вводится в Жилищный кодекс Российской Федерации, а понятие "дом блокированной застройки" в Градостроительный кодекс Российской Федерации в соответствии с кругом правоотношений, регулируемым указанными кодифицированными актами.
Соответствующие изменения вносятся также в Земельный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы.
Законопроектом предлагается дополнить статью 15 Жилищного кодекса Российской Федерации частью 6, определив понятие многоквартирный дом как здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
Необходимость законодательного определения понятия многоквартирный дом давно назрела и концептуально поддерживается. Вместе с тем представляется целесообразным в дальнейшем при подготовке текста законопроекта ко второму чтению рассмотреть возможность соотнесения указанного определения с другими базовыми понятиями жилищного законодательства в структуре объектов жилищных прав.
Законопроектом предлагается определить понятие дом блокированной застройки как жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход, внеся соответствующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Законодательно определив понятие дом блокированной застройки как жилой дом, субъект права законодательной инициативы предлагает таким образом решить вопрос о включении жилых домов блокированной застройки в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, поскольку в соответствии с жилищным законодательством жилые дома не подлежат включению в нее.
Обращаем внимание, что определение жилого дома закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации, в связи с чем полагаем целесообразным также соотнести предлагаемые законопроектом изменения с базовыми понятиями жилищного законодательства.
Вводимое определение дома блокированной застройки не содержит указания на ограничение по этажности здания, а также не устанавливает территорию, на которую должен осуществляться выход из такого жилого дома (земельный участок или помещения общего пользования).
Кроме того, как следует из пояснительной записки к законопроекту, реализуя цель устранения правовых пробелов в законодательстве, которые не позволяют полноценно регулировать жилищные и градостроительные правоотношения, а также решать спорные вопросы, субъект права законодательной инициативы предлагает скорректировать также и параметры дома блокированной застройки, при строительстве которого не требуется проведение экспертизы проектной документации. Так, из действующей редакции нормы исключается указание на то, что такой жилой дом предназначен для проживания одной семьи, что вызывает сомнение в возможности его дальнейшей эксплуатации как одного из объектов именно индивидуального жилищного фонда, а не коллективного.
Кроме того, исключение упоминания о том, что такой дом должен быть расположен на отдельном земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования, вступает в противоречие со сложившейся практикой постановки таких домов на кадастровый учет в качестве отдельного здания с назначением "жилое".
Пояснительная записка обоснования указанных изменений не содержит.
Согласно переходным положениям законопроекта блок (жилой дом), соответствующий признакам дома блокированной застройки, введенный в эксплуатацию на день вступления в силу законопроекта, будет признаваться домом блокированной застройки.
Вступление в силу вносимых изменений предполагается с 1 марта 2022 г.
На основании изложенного, предлагается концептуально поддержать проект федерального закона N 1246345-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.