Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ФОМС) осуществлялось в 2020 году в соответствии Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 382-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", а также сводной бюджетной росписью расходов бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2020 год в части межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда.
Исполнение основных показателей бюджета Фонда в 2020 году сложилось в следующих объемах:
(млрд. рублей)
Показатели |
Утверждено (N 382-ФЗ) |
Исполнено |
% испол-нения |
ДОХОДЫ |
2 367,23 |
2 392,69 |
101,1 |
в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование |
2 119,93 |
2 132,76 |
100,6 |
из них: 1. взносы работающего населения |
1 376,08 |
1 388,91 |
100,9 |
2. взносы неработающего населения |
743,85 |
743,85 |
100,0 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда |
246,74 |
247,74 |
100,4 |
прочие поступления |
0,56 |
12,19 |
|
РАСХОДЫ |
2 368,61 |
2 360,46 |
99,7 |
субвенции территориальным фондам ОМС |
2 225,43 |
2 225,43 |
100,0 |
расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
103,09 |
103,09 |
100,0 |
родовые сертификаты (средства, передаваемые ФСС) |
16,67 |
13,64 |
81,8 |
изготовление и доставка полисов ОМС единого образца |
1,33 |
0,87 |
65,4 |
финансовое и материально-техническое обеспечение ФОМС |
1,04 |
0,99 |
95,2 |
нормированный страховой запас (НСЗ) |
21,05 |
16,05 |
|
модернизация ГИИС в сфере ОМС (изменения СБР) |
0,39 (изменения СБР) |
0,39 |
100,0 |
ПРОФИЦИТ/ДЕФИЦИТ(-) |
-1,38 |
32,23 |
|
Доходы бюджета Фонда в 2020 году исполнены в сумме 2 392,69 млрд. рублей или 101,1% к утвержденному прогнозному показателю и с ростом к уровню 2019 года на 268,71 млрд. рублей (на 12,7%).
Расходы бюджета Фонда за 2020 год сложились в сумме 2 360,46 млрд. рублей или 99,7% к утвержденному показателю и увеличились по сравнению с 2019 годом на 173,73 млрд. рублей (на 7,9%).
За 2020 год бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 32,23 млрд. рублей. В 2020 году планировался дефицит размере 1,38 млрд. рублей (в 2019 году бюджет Фонда был исполнен с дефицитом в сумме 62,75 млрд. рублей).
Исполнение бюджета ФОМС осуществлялось в условиях ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 и установлением дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предприятий и отраслей экономики в целях снижения влияния негативных последствий пандемии.
В 2020 году в целях пополнения остатка средств на счете и недопущения временного кассового разрыва Фондом привлечены дополнительные средства в объеме 70,0 млн. рублей в форме бюджетного кредита сроком на 81 день (был погашен 29 декабря 2020 года).
Основным источником формирования доходной части бюджета Фонда являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), доля которых составляет 89,1% в общих доходах Фонда, при этом она уменьшилась на 7,1 процентный пункт.
Страховые взносы на ОМС в 2020 году поступили на общую сумму 2 132,76 млрд. рублей или 100,6% от утвержденных объемов и с ростом к уровню 2019 года на 89,79 млрд. рублей (на 4,4%).
Страховые взносы на ОМС работающего населения в 2020 году составили 1 388,91 млрд. рублей (65,1% от общей суммы страховых взносов на ОМС) с ростом по сравнению с 2019 годом на 66,05 млрд. рублей (на 5,0%).
Из них страховые взносы на ОМС, уплаченные работодателями, составили 1 360,84 млрд. рублей, а страховые взносы на ОМС в фиксированном размере 28,07 млрд. рублей.
В 2020 году в целях предоставления мер налоговой поддержки отдельным категориям налогоплательщиков были установлены пониженные тарифы страховых взносов на ОМС. Так, в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года плательщики страховых взносов, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляли уплату страховых взносов на ОМС исходя из установленного пониженного тарифа в размере 5,0%. В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, начисленных ИП, СОНКО, централизованными религиозными организациями и иными некоммерческими организациями за апрель-июнь 2020 года, применялся тариф страховых взносов в размере 0,0% .
Также организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, были продлены сроки уплаты страховых взносов на 6 месяцев - с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за март - май 2020 года, и на 4 месяца - с сумм, начисленных за июнь-июль 2020 года. Компенсация выпадающих доходов бюджета ФОМС в связи с реализацией вышеуказанных мер налоговой поддержки осуществлена за счет средств федерального бюджета.
Из средств федерального бюджета компенсированы выпадающие доходы бюджета ФОМС в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС в сумме 11 956 228,2 тыс. рублей, а также выпадающие доходы в сумме 25 800,4 тыс. рублей в связи с отменой обложения страховыми взносами на ОМС доходов отдельных категорий физических лиц.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения составили 743,85 млрд. рублей (34,9% от общей суммы страховых взносов на ОМС) с ростом к уровню 2019 года на 23,74 млрд. рублей или на 3,3%.
Уплата страхователями (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2020 году осуществлялась в соответствии с Федеральными законами от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения". Страховые взносы на ОМС неработающего населения уплачивались исходя из тарифа 18 864,6 рублей, коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг.
В полном объеме поступили межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 247,74 млрд. рублей, из них:
120,00 млрд. рублей на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);
114,76 млрд. рублей на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата);
11,96 млрд. рублей на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей;
1,0 млрд. рублей на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации государственной интегрированной информационной системы в сфере ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения;
0,02 млрд. рублей на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами.
Таким образом, в 2020 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета увеличились по сравнению с 2019 годом в 3 раза или на 168,76 млрд. рублей. Это выше прироста 2019 года на 121,97 млрд. рублей (в 2019 году увеличены межбюджетные трансферты по сравнению с 2018 годом на 46,79 млрд. рублей). В общих доходах бюджета Фонда их доля ежегодно увеличивается с 3,7% в 2019 году до 10,4% в 2020 году, в 2018 году их доля составляла 1,7%.
Основную часть прочих поступлений в 2020 году составили средства от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет на общую сумму 10,95 млрд. рублей, что больше в 7 раз поступлений в 2019 году (1,56 млрд. рублей).
Общий объем поступлений налогов на совокупный доход составил 1 225,7 млн. рублей, что почти в 3 раза больше поступлений 2019 года (425,5 млн. рублей), большую часть из которых составил налог на профессиональный доход в размере 1 224,3 млн. рублей.
Комитет отмечает высокий рост поступлений от налогов на совокупный доход, начиная с 2019 года, который произошел за счет введения налога на профессиональный доход.
По информации Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата) прогноз поступлений по налогу на профессиональный доход на 2020 год в сумме 525 294,9 тыс. рублей был сформирован ФНС России только по 23 регионам Российской Федерации, тогда как в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" с 1 июля 2020 года реализуется всеми субъектами Российской Федерации. В течение 2020 года корректировка и уточнение прогнозных показателей не осуществлялись.
Прочие налоговые и неналоговые доходы по данным Счетной палаты поступили в сумме 24 318,9 тыс. рублей, в том числе: единый социальный налог - 13 860,8 тыс. рублей (143,9% прогнозного показателя); недоимка, пени и штрафы по взносам - 5 356,4 тыс. рублей (23,6%); прочие доходы от компенсации затрат бюджета и от реализации материальных запасов в общей сумме - 923,6 тыс. рублей; штрафы, санкции, возмещение ущерба - в сумме 4 178,1 тыс. рублей.
Размещение временно свободных средств Фонда в 2020 году не осуществлялось.
В соответствии с изменениями сводной бюджетной росписи сумма расходов Фонда в 2020 году была увеличена на 393 500,0 тыс. рублей и составила 2 369,0 млрд. рублей. Указанные средства были направлены на модернизацию ГИИС в сфере ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой ГИС в сфере здравоохранения, кассовое исполнение составило 100%.
Основной статьей расходов бюджета Фонда (94,3%) является предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - ТФОМС) на осуществление переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации. В 2020 году на эти цели направлено 2 225,43 млрд. рублей (100,1% утвержденного объема субвенций) с ростом к уровню предыдущего года на 155,52 млрд. рублей или на 7,5%.
Приоритетным направлением деятельности Фонда являлась реализация Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1610, в части базовой программы обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальных программ ОМС в отчетном году осуществлялось за счет субвенций Фонда.
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные данной программой в 2020 году (без учета расходов федерального бюджета), составили:
3 593,3 рубля - за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя), что на 104,7 рубля выше уровня 2019 года;
12 699,2 рубля - за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Фонда (в расчете на 1 застрахованное лицо), что на 899 рублей больше, чем в 2019 году.
В 2020 году более 1 млн. пациентов оказана высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, на эти цели из бюджета Фонда было направлено 103,09 млрд. рублей, в том числе:
100,59 млрд. рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации;
2,50 млрд. рублей - субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации.
По данным Счетной палаты в 2020 году на основании государственного задания ВМП оказана гражданам в 141 государственном учреждении и в 35 частных медицинских организациях. Субсидии на финансовое обеспечение ВМП предоставлялись учреждениям в рамках заключенных соглашений. За счет субсидии в 2020 году ВМП была оказана 317,9 тыс. человек. В государственных учреждениях помощь получили 312,6 тыс. человек, в частных медицинских организациях 5,3 тыс. человек.
Из резервного фонда Правительства Российской Федерации ФОМС предоставлены средства на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации ГИИС в сфере ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с ЕГИС в сфере здравоохранения в сумме 1,00 млрд. рублей.
По информации Счетной палаты в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации результатом использования трансферта должно быть завершение работ по проектированию и разработке программного обеспечения не менее 3 цифровых сервисов ГИИС в сфере ОМС и подключение не менее 5000 пользователей. Расходы по модернизации ГИС в сфере ОМС, исполненные за счет целевых средств, составили 393 500,0 тыс. рублей, что меньше полученного трансферта на 606 500,0 тыс. рублей (60,7%). В декабре 2020 года Фондом произведена оплата поставки вычислительной техники общей стоимостью 245 000,0 тыс. рублей и неисключительных прав пользования программным обеспечением в сумме 148 500,0 тыс. рублей в соответствии с заключенными государственными контрактами.
Счетной палатой установлены факты неэффективного использования Фондом ресурсов, приобретенных за счет средств межбюджетного трансферта из резервного фонда Правительства Российской Федерации на сумму 202 422, 4 тыс. рублей. По состоянию на конец апреля 2021 года приобретенная вычислительная техника (элементы системы резервного копирования, серверное оборудование, системы виртуализации и защиты информации) в большей части не эксплуатировались. По информации Фонда по состоянию на 20 мая 2021 года вычислительная техника и системное программное обеспечение в основном центре обработки данных ФОМС установлено и запущено в эксплуатацию.
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни". Так из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2020 году перечислено по заявочному принципу 13,64 млрд. рублей (81,8% от запланированного объема), что меньше показателя 2019 года на 334 613,6 тыс. рублей или на 2,4%.
Уменьшение расходов бюджета ФОМС по данному целевому направлению в 2020 году обусловлено снижением уровня рождаемости, сокращением количества услуг, оказанных женщинам в период родов и в послеродовой период, а также услуг по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей в течение первого года их жизни в связи с ограничительными мерами, связанными с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Расходы Фонда на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2020 году составили 866,9 млн. рублей или 65,4% от утвержденного показателя (1 325,43 млн. рублей).
В 2020 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 6,9 млн. полисов, из них 2,9 млн. - электронные и 4 млн. - бумажные (на 3 млн. полисов и на 1,9 млн. полисов меньше объемов 2019 года соответственно).
В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, сроки действия выданных временных свидетельств, подтверждающих полис обязательного медицинского страхования, были продлены до конца 2020 года, в связи с чем потребность на изготовление полисов сократилась.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2020 году составили 0,99 млрд. рублей, что больше показателя 2019 года на 0,16 млрд. рублей. При этом исполнение составило 95,2% от планируемого объема. Экономия Фонда сложилась в результате проведенных конкурсных процедур по закупке товаров и услуг для нужд Фонда и составила 49 553,2 тыс. рублей.
Нормированный страховой запас (НСЗ) в 2020 году в объеме 16,05 млрд. рублей был направлен на:
софинансирование расходов по оплате труда врачей и среднего медицинского персонала - 15 592 437,9 тыс. рублей (100% утвержденных назначений);
осуществление денежных выплат медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации (начиная с 2020 года) - 458 595,0 тыс. рублей (39,0% утвержденных назначений);
исполнение судебных актов по вопросам осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам за периоды, истекшие до 1 января 2018 года - 2 800,0 тыс. рублей, что на 68% меньше показателя 2019 года.
В общем объеме целевых назначений на 1 января 2021 года зарезервированные и не распределенные Фондом средства НСЗ составили 4 970 268,9 тыс. рублей или 23,6%. По данным Счетной палаты на фоне значительного увеличения расходов бюджета ФОМС на предоставление субъектам Российской Федерации трансфертов на оплату труда медицинских работников сложилась тенденция к снижению числа работников медицинских учреждений, в том числе работников медицинских организаций первичного звена. Так, в 2020 году на работу в медицинские организации было принято всего 44,7 тыс. человек, что на 2,5 тыс. человек (5,3%) меньше, чем в 2019 году. Количество принятых медицинских работников, получающих заработную плату за счет средств НСЗ, на 1 января 2021 года составило 7,0 тыс. человек (27,3% планового показателя). В течение 2020 года данный показатель также снизился на 2,8 тыс. человек (28,6%). Численность работников медицинских организаций первичного звена сократилась в целом на 3,5 тыс. человек (0,8%) и составила на конец года 450,0 тыс. человек.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья выражает обеспокоенность кадровой ситуацией в здравоохранении и низкой степенью эффективности использования средств, направляемых на ликвидацию кадрового дефицита.
Средства межбюджетного трансферта на осуществление денежных выплат работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации в 2020 году остались практически не востребованными, что обусловлено, в том числе приостановлением диспансеризации. Объем средств, направленных территориальными фондами ОМС в медицинские организации, составил 50,1 тыс. рублей (0,01% суммы полученного трансферта), а фактически использовано ими 25,1 тыс. рублей - оплачено 24 выявленных случая онкологических заболеваний.
Вместе с тем, профилактические осмотры и диспансеризацию в 2020 году прошло более 28 млн. человек (123,6% к плановому показателю), из них 10,5 млн. человек (39,4%) прошли диспансерное наблюдение. Целевой показатель по информированию 48,5% застрахованных лиц о праве на прохождение профилактического медицинского осмотра, установленный Фонду, в отчетном периоде достигнут. Проинформировано 49,9 млн. человек, что составляет 123,5% застрахованных лиц, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр или диспансеризацию (40,4 млн. человек).
По данным Счетной палаты по состоянию на 1 января 2020 года объем кредиторской задолженности составил 326,38 млрд. рублей, а по состоянию на 1 января 2021 года - 352,63 млрд. рублей, то есть за 2020 год рост кредиторской задолженности составил 26,25 млрд. рублей (8%). Объем дебиторской задолженности на 1 января 2020 года составил 99,23 млрд. рублей, а по состоянию на 1 января 2021 года - 77,30 млрд. рублей, то есть за 2020 год уровень дебиторской задолженности снизился на 21,93 млрд. рублей или на 22%.
В 2020 году Фондом осуществлялась работа по реализации целей и задач, определенных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, национальных целях и национальных проектах, а также в федеральных проектах, направленных на развитие и модернизацию сферы здравоохранения. Фондом, в соответствии с порядком, на постоянной основе осуществляется мониторинг достижения медицинскими организациями установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 уровня соотношения среднемесячного дохода врачей, среднего и младшего медицинского персонала к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.
По данным Счетной палаты плановый показатель по заработной плате работников категории "младший медицинский персонал" так и не был достигнут. За 2020 год среднемесячный доход работников указанной категории составил 41 037,7 рублей, а среднемесячная начисленная заработная плата - 42 366,0 рублей. Таким образом, фактический показатель составил 96,9%, что ниже на 3,1% установленного показателя.
В рамках реализации национального проекта "Демография" за счет средств базовой программы ОМС медицинскими учреждениями проведено 74,6 тыс. циклов экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, что на 24,3% больше контрольного значения (60,0 тыс. циклов). В 2020 году пациентам с онкологическими заболеваниями было оказано свыше 5,5 млн. медицинских услуг.
Фонд, являясь участником федерального проекта "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий", был ответственным за достижение показателя по проведению консультаций и консилиумов с применением телемедицинских технологий. При плановом показателе 50 тысяч консультаций, за отчетный период фактически проведено 70,8 тысяч консультаций.
Выводы и предложения.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Счетная палата поддерживают проект федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год".
Показатели, установленные Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 382-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (с учетом изменений сводных бюджетных росписей расходов бюджета Фонда и федерального бюджета), в основном выполнены.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год и принять проект федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.