Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15.06.2021 N 316/120 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, ФОМС) в 2020 году осуществлялось в соответствии с целями, установленными Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 382-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Федеральный закон).
Фактическое исполнение бюджета Фонда за 2020 год составило по доходам 2 392 693,0 млн. рублей, по расходам - 2 360 463,1 млн. рублей.
Профицит бюджета Фонда составил 32 229,9 млн. рублей при утвержденном Федеральным законом дефиците на 2020 год в размере 1 378,4 млн. рублей.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2020 год характеризуются следующими данными:
млн. рублей
Основные показатели |
Утверждено Федеральным законом |
Кассовое исполнение за 2020 год |
Кассовое исполнение в % к Федеральному закону |
Доходы - всего |
2 367 232,5 |
2 392 693,0 |
101,1 |
Расходы - всего |
2 368 610,9 |
2 360 463,1 |
99,7 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-1 378,4 |
32 229,9 |
- |
Доходы бюджета Фонда
Доходы бюджета Фонда в 2020 году составили 2 392 693,0 млн. рублей, или 101,1% к общему объему доходов, утвержденных Федеральным законом, в том числе:
страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения - 1 388 906,7 млн. рублей (100,9% от утвержденного объема);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 743 849 млн. рублей (100,0% от утвержденного объема);
межбюджетные трансферты из федерального бюджета - 247 742,1 млн. рублей;
прочие налоговые и неналоговые доходы - 24,3 млн. рублей.
По сравнению с 2019 годом доходы бюджета Фонда увеличились на 268 705,1 млн. рублей, или на 12,7%.
В 2020 году в общем объеме доходов основную долю (89,1%) составили страховые взносы на обязательное медицинское страхование в общей сумме 2 132 755,7 млн. рублей, или 101,6% от размера, утвержденного Федеральным законом. По сравнению с 2019 годом объем их поступлений вырос на 89 780,8 млн. рублей, или на 4,4%.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения уплачивались исходя из тарифа 5,1%, льготными категориями плательщиков - исходя из пониженных тарифов, установленных статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
По сравнению с 2019 годом поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения увеличились на 66 041,8 млн. рублей, или на 5,0%.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2020 году уплачивались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из численности неработающих застрахованных лиц на 1 января 2019 года в субъекте Российской Федерации и тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения 18 864,6 рублей на одного застрахованного в год, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения".
По сравнению с 2019 годом объем страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения возрос на 23 739 млн. рублей, или на 3,3%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2020 год уплачены всеми субъектами Российской Федерации, задолженности по их уплате не имеется.
В 2020 году из федерального бюджета в бюджет Фонда поступили межбюджетные трансферты в объеме 247 742,1 млн. рублей, в том числе:
120 000 млн рублей - на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения);
114 760,1 млн. рублей - на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата);
11 956,2 млн. рублей - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование для отдельных категорий страхователей;
25,8 млн. рублей - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами;
1 000 млн. рублей - на финансовое обеспечение мероприятий по модернизации государственной интегрированной информационной системы в сфере ОМС и организацию ее информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения.
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 10 945,2 млн. рублей, из них:
на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 10 548,2 млн. рублей;
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 221,3 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам - 175,7 млн. рублей.
Реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
Приоритетным направлением деятельности Фонда являлась реализация Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года N 1610 (далее - Программа).
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой в 2020 году (без учета расходов федерального бюджета), составляли:
- 3 593,3 рублей - за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя);
- 12 699,2 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Фонда (в расчете на 1 застрахованное лицо), что на 7,6% больше, чем в 2019 году (11 800,2 рублей).
В соответствии с приказом Минздрава России от 26 июня 2015 г. N 370н "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" в I квартале 2020 года осуществлен мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ (далее - мониторинг).
По результатам мониторинга в 2020 году дефицит финансового обеспечения утвержденных территориальных программ за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета региональных особенностей) (далее - дефицит территориальных программ) на начало года составил по 28 субъектам Российской Федерации 39,5 млрд. рублей, или 28,1% потребности в бюджетных ассигнованиях бюджетов субъектов Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2020 год федеральными нормативами. По состоянию на 25 декабря 2020 года, дефицит территориальных программ сократился на 21,5 млрд. рублей и составил по 16 субъектам Российской Федерации 18 млрд. рублей (доклад итоговой коллегии "Об итогах работы Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год", направленный в Комитет Государственной Думы по охране здоровья письмом Минздрава России от 09.04.2021 N 13-1/И/7-563).
Расходы бюджета Фонда
Расходы бюджета Фонда в 2020 году составили 2 360 463,1 млн. рублей, или 99,7% к показателю, утвержденному Федеральным законом. По сравнению с 2019 годом расходы увеличились на 173 725,3 млн. рублей, или на 7,9%.
Расходы на предоставление субвенций
На финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в 2020 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) направлены субвенции в размере 2 225 430,0 млн. рублей (100,0% от утвержденного объема). По сравнению с 2019 годом субвенция увеличилась на 155 515,7 млн. рублей, или на 7,5%.
В 2020 году размер субвенции варьировался от 410 421,9 тыс. рублей (г. Байконур) до 266 433 841,7 тыс. рублей (г. Москва).
Расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования
В 2020 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, из бюджета Фонда в федеральный бюджет было направлено 103 087,2 млн. рублей, в том числе:
100 587,3 млн. рублей - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации (97,6%);
2 500,0 млн. рублей - субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации (2,4%).
В 2020 году на основании государственного задания высокотехнологичная медицинская помощь оказана гражданам в 141 государственном учреждении и в 35 частных медицинских организациях.
В 2020 году высокотехнологичную медицинскую помощь получили более 1 млн. пациентов.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации на отчет Федерального фонда обязательного медицинского страхования об исполнении бюджета за 2020 год от 20 июля 2021 года N ЗКМ-89/02-01 (далее - Заключение Счетной палаты) приводятся следующие данные:
"Показатели ВМП, установленные государственным учреждениям выполнены, остаток средств субсидии в общей сумме 4 148 355,1 тыс. рублей подлежит использованию в 2021 году.
По итогам отчетного финансового года 6 из 35 частных медицинских организаций, оказывающих ВМП, не достигли установленный показатель результативности, который фактически варьировался на уровне от 23,7% до 92,0%. Денежные средства на основании установленных требований в общей сумме 119 953,3 тыс. рублей поступили в бюджет ФОМС в феврале 2021 года".
Софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала
В 2020 году в целях устранения кадрового дефицита в первичном медико-санитарном звене на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда медицинских работников в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования для приема на работу 9 172 врачей и 15 977 специалистов из числа среднего медицинского персонала было направлено 15 592,4 млн. рублей или 85,0% от годового объема.
Предусмотренный резерв в размере 2 751,6 млн. рублей (15,0% от утвержденного объема), в связи с отсутствием заявок от территориальных фондов обязательного медицинского страхования на предоставление дополнительных средств, остался неиспользованным.
В Заключении Счетной палаты приводятся следующие данные: "Количество принятых медицинских работников, получающих заработную плату за счет средств НСЗ, на 1 января 2021 года составило 7,0 тыс. человек (27,3% планового показателя). В течение 2020 года данный показатель также снизился на 2,8 тыс. человек (28,6%). Численность работников медицинских организаций первичного звена сократилась в целом на 3,5 тыс. человек (0,8%) и составила на конец года 450,0 тыс. человек".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья выражает обеспокоенность кадровой ситуацией в здравоохранении и низкой степенью эффективности использования средств, направляемых на ликвидацию кадрового дефицита.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что с 2021 года в целях более полного освоения и повышения эффективности использования средств на софинансирование оплаты труда врачей и среднего медицинского персонала расширены виды медицинских организаций, которым предоставляются указанные средства, и виды оказываемой ими медицинской помощи, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минздрава России от 5 февраля 2021 г. N 57н "Об определении видов медицинских организаций, которым предоставляются средства нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования на цели, указанные в пункте 4 части 6 статьи 26 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и видов оказываемой ими медицинской помощи в целях предоставления указанных средств" средства на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала с 2021 года могут дополнительно направляться в медицинские организации, оказывающие скорую медицинскую помощь и отдельные виды специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи.
Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинских работников за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров
Фактические расходы бюджета Фонда на указанные цели в 2020 году составили 458,6 млн. рублей или 39,5% от утвержденного объема.
В 2020 году в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 было принято решение о приостановлении проведения профилактических мероприятий в части диспансеризации со дня установления решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с этим, мероприятия по осуществлению денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения не имели широкого применения.
Как следует из Заключения Счетной палаты, средства межбюджетного трансферта на осуществление денежных выплат работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации в 2020 году остались практически не востребованными, что обусловлено в том числе приостановлением диспансеризации согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 432 "Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией".
"Объем средств, направленных территориальными фондами ОМС в медицинские организации, составил 50,1 тыс. рублей (0,01% суммы полученного трансферта), а фактически использовано ими 25,1 тыс. рублей - оплачено 24 выявленных случая онкологических заболеваний.
Вместе с тем, профилактические осмотры и диспансеризацию в 2020 году прошло более 28 млн. человек".
Расходы на оплату родового сертификата
На оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности, (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в 2020 году перечислено согласно заявкам 13 644,3 млн. рублей (81,9% от запланированного объема).
Представленные в 2020 году заявки Фонда социального страхования Российской Федерации профинансированы в полном объеме. Неполное освоение средств объясняется снижением числа родившихся детей в 2020 году по сравнению с прогнозными данными Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Расходы на изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования
На изготовление и доставку полисов обязательного медицинского страхования единого образца в отчетном периоде израсходовано 866,9 млн. рублей (65,4% от размера, утвержденного Федеральным законом). В 2020 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды более 6,9 млн. полисов, из них 2,9 млн. - электронные, 4 млн. - бумажные.
В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, сроки действия выданных временных свидетельств, подтверждающих полис обязательного медицинского страхования, были продлены до конца 2020 года, в связи с чем потребность на изготовление полисов сократилась.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2020 году составили 987,4 млн. рублей (95,2% к утвержденным объемам).
Комитет отмечает, что в целом расходование средств бюджета Фонда в 2020 году соответствовало целям, установленным Федеральным законом.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 1180617-7 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год".
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.