Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 1227110-7 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части благоустройства территорий внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) внесен депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, Д.А. Парфеновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 1227110-7 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части благоустройства территорий внутригородских муниципальных образований городов федерального значения) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, Д.А. Парфеновым, и отмечает следующее.
Представленным законопроектом предлагается внести изменения в статью 79 Федерального закона от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающие установление запрета для субъектов Российской Федерации - городов федерального значения передачи из ведения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочий по благоустройству территорий внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, в том числе устройству ливневых канализаций, а также организации содержания территорий общего пользования внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
Комитет отмечает, что Федеральным законом N 131-ФЗ закрепляются вопросы местного значения муниципальных образований, а понятие "ведение органов местного самоуправления" в указанном законе не используется.
В соответствии с частью 3 статьи 131 Конституции Российской Федерации особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения могут устанавливаться федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Особенности организации местного самоуправления на внутригородских территориях (внутригородских муниципальных образованиях) городов федерального значения установлены в статье 79 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единого городского хозяйства.
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
При этом непосредственно Федеральный закон N 131-ФЗ не устанавливает какого-либо перечня вопросов местного значения внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) городов федерального значения, а определение вопросов местного значения внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) является дискрецией субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Таким образом, предлагаемые законопроектом новеллы противоречат части 3 статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ, которая не предусматривает исключения из установленного в ней правила, а также положениям абзаца второго части 1.1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ, согласно которому на территориях городов федерального значения отнесение организации благоустройства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения регулируется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Вместе с тем следует отметить, что поскольку Федеральный закон N 131-ФЗ не определяет вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, установить запрет на изъятие того, чем не обладают органы местного самоуправления данных муниципальных образований невозможно.
Кроме того, согласно статье 45 1Федерального закона N 131-ФЗ, предусматривающей вопросы, которые могут регулироваться в утверждаемых представительным органом муниципального образования правилах благоустройства территории муниципального образования, содержание территорий общего пользования является частью благоустройства.
Вследствие указанного представляется, что в Федеральном законе N 131-ФЗ сформирован достаточно гибкий подход к разграничению и перераспределению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации-городов федерального значения и органов местного самоуправления на соответствующих внутригородских территориях, отвечающий требованиям части 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации и позволяющий учитывать территориальные, социально-экономические, исторические и иные местные особенности.
При этом, следует также отметить, что в соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации ливневая канализация не относится к элементам благоустройства, в связи чем проект также не соответствует положениям действующего законодательства.
Необходимо также отметить, что в пояснительной записке, прилагаемой к законопроекту, не приведено достаточное обоснование необходимости его принятия, описание проблемы существующего законодательного регулирования.
Кроме того, в настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 1222064-7 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", также внесенный депутатами Государственной Думы В.Ф. Рашкиным, Д.А. Парфеновым 27.07.2021 и предусматривающий исключение статьи 79 Федерального закона 131-ФЗ, что не согласуется и с предлагаемой концепцией представленного законопроекта.
На основе изложенного, с учетом того, что предлагаемые изменения не согласуются с положениями Федерального закона N 131-ФЗ и приведут к внутренним противоречиям её содержания, Комитет не поддерживает законопроект.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.