Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 10744-8 "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "О связи"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях совершенствования законодательства о связи с учетом практики правоприменения норм отдельных федеральных законов в сфере правоохранительной и контрольно-надзорной деятельности.
Федеральные законы, регулирующих вопросы правоохранительной и контрольно-надзорной деятельности, предоставляют уполномоченным органам право запрашивать информацию за исключением случаев, специально оговоренных в федеральных законах. Так, согласно статье 53 Федерального закона "О связи" сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. К ним, в частности, следует отнести федеральные законы от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (часть 2.1 статьи 4), от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (пункт "м" части первой статьи 13), от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (статья 6), от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" (пункт 11 статьи 15), от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (статья 24), от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (пункт 2 части 1 статьи 64), от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (пункт 4 части 1 статьи 13).
В то же время в Федеральном законе "О связи" не урегулирован порядок предоставления сведений третьим лицам об абонентах - юридических лицах, что приводит к противоречивой судебной практике (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2015 года N 302-АД15-5169 по делу N А19-12482/2014, определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года N 308-КГ18-8447 по делу N А53-18685/2017).
Практика правоприменения свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в этой сфере. Поступающая в уполномоченные органы информация свидетельствует о формировании угроз безопасности, обусловленных несовершенством законодательства, к примеру, регулирующего порядок осуществления Федеральной службой судебных приставов России надзора за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.
Так, при рассмотрении ФССП России жалоб граждан на действия коллекторских организаций для документирования возможного административного правонарушения судебным приставам требуется получение данных о детализации звонков коллекторов и их CMC-сообщениях (для доказывания факта превышения коллекторами установленного числа звонков и сообщений, которое допустимо осуществлять в адрес должников, а также для доказывания факта принадлежности абонентского номера коллекторской организации в рамках договора услуг с оператором связи).
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается дополнить статью 53 Федерального закона "О связи" нормой, обязывающей предоставлять в случаях, предусмотренных федеральными законами, третьим лицам сведений об абонентах - юридических лицах.
Установление данной нормы направлено на обеспечение единства правоприменения, создание условий для надлежащей реализации предусмотренных законом полномочий правоохранительных и контрольно-надзорных органов, защиту прав потерпевших, иных граждан и организаций.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "О связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "О связи" не влечет расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "О связи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Федерального закона "О связи" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Потребуется внесение изменений в следующие постановления Правительства Российской Федерации:
от 6 июня 2005 года N 353 "Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания";
от 23 января 2006 года N 32 "Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных";
от 22 декабря 2006 года N 785 "Об утверждении Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания";
от 10 сентября 2007 года N 575 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи";
от 9 декабря 2014 года N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.