Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11010-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование правового регулирования таких видов профилактических мероприятий, как санитарно-гигиеническое просвещение, гигиеническое воспитание и обучение.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения (пункт 2 части 1 статьи 16 и пункт 4 статьи 17 соответственно), а также обязанность медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, проводить пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения (пункт 4-части 2 статьи 79).
Исходя из положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года N 398 "Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг", постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года N 1096 "Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания" социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с их уставной деятельностью могут оказывать услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, о необходимости ведения здорового образа жизни.
Вопросы проведения информационно-разъяснительной работы среди населения в рамках санитарно-гигиенического просвещения регулируются также санитарными правилами и нормами.
Между тем Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентирует только вопросы гигиенического воспитания и обучения, устанавливая их обязательное проведение в образовательных организациях и при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников отдельных организаций, что не отвечает задачам по повышению уровня санитарной грамотности населения в условиях неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с пандемией новой коронавирусной инфекции, и сложившейся практике санитарно-гигиенического просвещения населения.
В связи с этим законопроектом предлагается: уточнить полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в части реализация мер по санитарно-гигиеническому просвещению;
определить содержание санитарно-гигиенического просвещения и перечень субъектов, осуществляющих санитарно-гигиеническое просвещение.
Также законопроектом предлагается закрепить полномочие Минздрава России по определению порядка профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не потребует дополнительных финансовых затрат за счет федерального бюджета.
Затраты, связанные с осуществлением мероприятий в части реализации мер по санитарно-гигиеническому просвещению, а также по определению порядка профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, предполагается произвести за счет средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти на текущую деятельность без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительных власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.