Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11740-8 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 5 ноября 2020 г. N Пр-1812.
Законопроект имеет организационно-распорядительный и правоустанавливающий характер и направлен на упорядочение общественных отношений, связанных с организацией и прохождением военной службы на кораблях Военно-Морского Флота и кораблях других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Цель предлагаемого проектирования - установление полномочия Президента Российской Федерации по утверждению Корабельного устава Военно-Морского Флота (далее - Корабельный устав).
В обоснование необходимости выбора способа выражения государственной воли в закреплении содержания правовых основ Корабельного устава актами наибольшей юридической силы положены следующие аргументы.
Ни в одном из кодифицированных нормативных правовых актов, объединяющих нормы, регламентирующие отношения в сфере военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, нет прямых указаний на то, что Корабельный устав является дополнительным специальным правовым актом к общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации.
Более того, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации регламентируют сравнительно небольшую группу общественных отношений, складывающихся в процессе военной службы личного состава экипажей кораблей (в большей степени подводных лодок и кораблей 3, 4 ранга) в основном на берегу.
Сопоставление содержания общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и Корабельного устава дает основание полагать, что регулируемые ими сферы жизнедеятельности военнослужащих разведены преамбулами общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и Корабельного устава, поскольку являются различными по сути и содержанию.
В тех немногих ситуациях корабельной службы, когда взаимоотношения членов экипажей кораблей регламентируются положениями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Корабельный устав их особо оговаривает, ссылаясь на конкретные статьи общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации в своей преамбуле специально выводит из своего содержания внутреннюю службу и обязанности должностных лиц кораблей и соединений кораблей, дополнительно отсылая их в содержание Корабельного устава, так как они кардинально отличаются от частично представленных в нем. Других элементов содержания Корабельного устава он вообще не касается и не регламентирует их. В нем нет никаких указаний считать Корабельный устав дополнительным специальным правовым актом к общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации.
"Дополнительно" потому, что например в статьях 93 и 94 устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации ответственность и обязанности командира полка (корабля 1 ранга) совмещены. В результате частично даны обязанности только командира корабля 1 ранга, но и то значительно в урезанном виде и далеко не во всех ситуациях, связанных с состояниями корабля и характером его действий.
Армия и Военно-Морской Флот, тем более в условиях современного характера вооруженной борьбы, в рамках административной организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации объективно не могут объединяться "простой суммой", как правильно определяет сегодня современная "Теория систем". В противном случае это неминуемо приведет к деградации Военно-Морского Флота. Дело творчества командующих межвидовыми группировками войск и сил на театрах военных действий (стратегических направлениях) придать им "интегративное" свойство (не равное простой сумме), объединив их уже в оперативной организации для получения нового качества. Но это уже сфера правовой регламентации деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации боевыми уставными документами.
Корабельный устав в ходе развития правового регулирования в военной сфере не мог утратить свои свойства, характерные для общевоинских уставов, поскольку он их никогда не имел. Он всегда был правовым документом, регламентирующим отношения в сфере военной службы на кораблях Военно-Морского Флота, который в разные годы функционировал в структуре своего Министерства (Чичагов П.В., Горчаков М.Д., Кузнецов Н.Г.). И даже когда Военно-Морской Флот не имел своего Министерства Корабельный устав не терял своего уровня и значимости по отношению к общевоинским уставам Вооруженных Сил Российской Федерации, так как они были документами одного правового статуса.
Но когда в 2007 году общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации были утверждены Указом Президента Российской Федерации правовое положение Корабельного устава резко изменилось - он стал практически подзаконным актом. Он утратил возможность быть согласованным с федеральными органами исполнительной власти и Государственными правовыми структурами Президента Российской Федерации. И как показала практика, начал "выпадать" из правового поля Российской Федерации, теряя свой статус нормативного правового акта, объединяющего нормы, регламентирующие отношения в сфере военной службы на кораблях Военно-Морского Флота и кораблях других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Подтверждением изложенного могут послужить различного рода инспекции или разборы происшествий с кораблями, когда доводы командира корабля (соединения кораблей) - "Я действовал в соответствии с Корабельным уставом" зачастую не принимаются, основываясь на том, что есть документ высшей юридической силы.
Ни в коем случае не оспаривается оправданность Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 25 марта 2015 г. N 161. Но военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации выполняет свои функции, в том числе применяет оружие внутри государства, а корабли Военно-Морского Флота уже в мирное время, постоянно взаимодействуя с иностранными кораблями и иностранными властями (в том числе с вероятным противником) в Мировом океане, обеспечивают военную безопасность Российской Федерации с морских и океанских направлений. Поэтому Корабельному уставу тем более требуется утверждение его Указом Президента Российской Федерации. Так как действия командиров кораблей (командиров соединений кораблей) сопряжены с потенциальной возможностью возникновения международных конфликтов в мирное время, а это уровень регулирования Президента Российской Федерации и МИДа России.
Корабельный устав будет являться отдельным специальным нормативным правовым актом, в том числе по отношению к общевоинским уставам.
При этом в законодательстве Российской Федерации имеется ряд норм, которые предусматривают регулирование отдельных правоотношений только общевоинскими уставами, в связи с чем необходимо внесение корреспондирующих изменений в отдельные положения федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета и будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в установленной сфере.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется внесение изменений в абзац 7 статьи 3 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации", касающихся дополнения слова "Корабельный устав" словами "Военно-Морского Флота".
Исполнитель - Минобороны России (Главное командование Военно-Морского Флота).
Срок подготовки - IV квартал 2022 г.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об обороне" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется:
1. Внесение изменений в подпункт 4 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, касающихся дополнения полномочий Министра обороны Российской Федерации в части представления Президенту Российской Федерации на утверждение проекта корабельного устава Военно-Морского Флота.
Исполнитель - Минобороны России (Главное командование Военно-Морского Флота).
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
2. Издание Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Корабельного устава Военно-Морского Флота".
Исполнитель - Минобороны России (Главное командование Военно-Морского Флота).
Срок подготовки - в течение в течение 3 месяцев со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.