Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 11600-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" обусловлена необходимостью увеличения числа мировых судей и количества судебных участков в Кировской области.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек, а также с учетом обеспечения принципа доступности населения к правосудию.
Федеральным законом от 29 декабря 1999 года N 218-ФЗ "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" в Кировской области определено 80 мировых судей и соответствующее количество судебных участков. В целях реализации указанных федеральных законов принят Закон Кировской области от 4 мая 2000 года N 180-30 "О создании и границах судебных участков мировых судей в Кировской области и местах постоянного пребывания мировых судей", закрепляющий распределение мировых судей по территории Кировской области.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, на 1 января 2020 года площадь территории Кировской области составляет 120,4 тыс. кв. км, общая численность населения области - 1262 тыс. человек, численность населения на одном судебном участке в среднем по области - 15,7 тыс. человек. При этом плотность населения - 10,5 человека на 1 кв. км, что является самым низким показателем в Приволжском федеральном округе и приводит к рассредоточению населения по территории области.
В связи с низкой плотностью населения, протяженностью территории Кировской области существует проблема отдаленности не только муниципальных образований друг от друга, но и большого расстояния между населенными пунктами внутри одного муниципального образования. Кроме того, обеспечение доступности населения к правосудию усложняется и рядом других сопутствующих проблем в области: неразвитая инфраструктура в сфере предоставления транспортных, дорожных, почтовых услуг, недостаточный охват услугами сотовой связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а в отношении ряда населенных пунктов - их отсутствие.
В ряде административно-территориальных образований Кировской области численность населения, проживающего на территории одного судебного участка, превышает установленный Федеральным законом предел - 23 тысячи человек. Так, в Ленинском районе г. Кирова численность населения на судебном участке составляет 25397,22 человека, в Нововятском районе г. Кирова - 25000 человек, в Оричевском районе Кировской области - 27939 человек.
Сложившуюся ситуацию с неравномерной численностью населения в вышеуказанных судебных участках невозможно решить путем изменения их границ без нарушения прав граждан на судебную защиту, поскольку судебные участки расположены в пределах соответствующих судебных районов. Несмотря на то, что на территории Кировской области имеются судебные районы, где на одном судебном участке средняя численность населения ниже нормы, определенной статьей 4 Федерального закона, существующее административно-территориальное деление Кировской области не дает возможности перераспределения имеющегося количества судебных участков мировых судей. В противном случае нарушается принцип доступности населения к правосудию с точки зрения административно-территориального критерия, а муниципальное образование (хоть и с низким количеством проживающего на его территории населения) остается без представителя судебной власти.
Таким образом, в Кировской области в целях обеспечения доступа граждан к правосудию, своевременного и качественного отправления правосудия, выравнивания нагрузки, с учетом мнения Кировского областного суда и требований пункта 4 статьи 4 Федерального закона необходимо образовать дополнительно по одному судебному участку в Ленинском и Нововятском районах города Кирова и один судебный участок в Оричевском районе Кировской области и, соответственно, увеличить число мировых судей с 80 до 83.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Расчет финансовых затрат на содержание трех мировых судей Кировской области произведен на основании пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации".
Наименование выплаты |
Количество должностных окладов |
Должностной оклад |
12 |
Оклад за квалификационный класс |
5,4 |
Ежемесячное денежное поощрение |
26,4 |
Ежемесячная доплата за выслугу лет |
3 |
Ежеквартальное денежное поощрение |
8,8 |
Другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами |
0,1 |
Итого на одного судью |
55,7 |
|
Оклад |
Число мировых судей |
Количество окладов |
Сумма, рублей |
Мировой судья |
22038,67 |
3 |
55,7 |
3682661,76 |
Районный коэффициент 15% |
|
|
|
552399,26 |
Итого |
|
|
|
4235061,02 |
Выплата денежного содержания трем мировым судьям в год составит 4235061,02 рубля.
Сумма страховых взносов с денежного вознаграждения составит 347275 рублей.
Компенсация за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение из расчета 36000 рублей на 1 мирового судью составит 108000 рублей.
Сумма взносов по обязательному социальному страхованию на выплату денежного содержания составит 8856 рублей.
Итого финансовые затраты из федерального бюджета на содержание трех мировых судей составят 4699192,02 рубля.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.