Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 12193-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки в части расширения круга лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением (усыновлением) детей.
В настоящее время дополнительные меры государственной поддержки предоставляются в приоритетном порядке женщинам - гражданам Российской Федерации в связи с социальными рисками материнства, охватывающими беременность и рождение ребенка, воспитание детей в неполной семье, возможные трудности в трудоустройстве.
Право у мужчины на дополнительные меры государственной поддержки по случаю рождения ребенка является производным от права женщины и может быть реализовано лишь в случае, когда возникшее у женщины право на указанные меры прекратилось по основаниям, установленным законом.
Право мужчины на указанные меры не является производным от права женщины только тогда, когда он является единственным усыновителем первого, второго ребенка или последующих детей.
Законопроектом предлагается распространить право на дополнительные меры государственной поддержки на мужчин, одиноко воспитывающих второго, третьего ребенка или последующих детей, рожденных после 1 января 2007 г., а также первого ребенка, рожденного после 1 января 2020 г., имеющих гражданство Российской Федерации, в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, объявления ее умершей.
Также законопроектом предусматривается переход права на дополнительные меры государственной поддержки к детям в равных долях, в случае смерти мужчины, одиноко воспитывающего детей.
Кроме того, учитывая, что в настоящее время государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) оформляется в форме электронного документа, в целях оптимизация порядка предоставления государственной услуги по выдаче сертификата в части исключения излишних документов законопроектом предлагается исключить дубликат сертификата.
Выдача дубликата сертификата, в том понимании, что соответствовало ранее утвержденным нормативным правовым актами - на бланке строгой отчетности, с указанием номера и серии сертификата, взамен которого выдавался дубликат - не представляется возможным.
При этом граждане также могут получить сертификат на бумажном носителе, подтверждающий содержание сертификата в форме электронного документа, заверенного руководителем органа по месту обращения, либо выписку из федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения законопроекта не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
По данным территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации отказано в получении государственного сертификата на материнский (семейный) капитал 135 отцам, одиноко воспитывающим второго, третьего или последующих детей, случае смерти женщины, либо лишения ее родительских прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей.
Средневзвешенный размер материнского семейного капитала в зависимости от очередности рождения с учетом количества получателей государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал в 2021 году составляет 535 557,87 рубля.
Таким образом, объем возникающих обязательств федерального бюджета, связанных с предоставлением дополнительных мер государственной поддержки отцам, одиноко воспитывающим второго, третьего или последующих детей составит 72 300,3 тыс. руб.
При этом с учетом имеющихся остатков межбюджетных трансфертов на предоставление материнского (семейного) капитала прошлых периодов выделение дополнительных средств на реализацию законопроекта не потребуется и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на предоставление материнского (семейного) капитала на 2021 - 2023 годы.
Учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 1 марта 2020 г. N 35-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала" право на материнский (семейный) капитал в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка возникает начиная с 1 января 2020 г., обращения отцов, одиноко воспитывающих первого ребенка в случае смерти женщины, не являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей указанных детей, либо лишения ее родительских прав детей либо совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), отсутствуют, в связи с чем оценить объем возникающих обязательств федерального бюджета, связанных с предоставлением дополнительных мер государственной поддержки отцам, одиноко воспитывающим первого ребенка, не представляется возможным.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон) потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862".
Принятие данного постановления Правительства Российской Федерации необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта постановления является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации "О внесении изменений в Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденные приказом Минтруда России от 18 марта 2020 г. N 138н".
Принятие данного приказа Минтруда России необходимо с учетом изменений, которые вносятся законопроектом в положения Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Ориентировочный срок принятия проекта приказа - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Головным исполнителем по разработке проекта приказа является Минтруд России, соисполнителем - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.