Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 октября 2021 г. N 5.1-01/2639
по проекту федерального закона N 1256973-7 "О ратификации Соглашения о взаимной правовой помощи по административным вопросам в сфере обмена персональными данными", принятому Государственной Думой 26 октября 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 28 сентября 2021 года (N 1256973-7).
Ратифицируемое Соглашение было подписано главами Казахстана, Киргизии и России 18 декабря 2020 года.
Согласно положениям Соглашения каждая из Сторон по запросу другой Стороны оказывает взаимную правовую помощь по административным вопросам в сфере обмена персональными данными (далее - правовая помощь), под которыми понимается любая информация, прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу, либо идентифицированному, либо которое может быть идентифицировано.
Предметом запроса об оказании правовой помощи (далее - запрос) по условиям статьи 3 Соглашения являются данные, в том числе касающиеся: наличия (отсутствия) гражданства Сторон Соглашения; наличия документов, дающих право на постоянное (временное) пребывание (проживание); постановки на миграционный учёт или регистрации по месту жительства (пребывания) граждан Сторон, граждан третьих государств и лиц без гражданства; недвижимого имущества и обязательств имущественного характера субъектов персональных данных; привлечения субъекта персональных данных к уголовной или административной ответственности.
Соглашение содержит положения, устанавливающие форму, содержание и порядок исполнения запроса (статьи 5, 6), форму и содержание ответа на запрос (статья 7). Основания отказа в оказании правовой помощи указаны в статье 8 Соглашения, согласно которой в такой помощи может быть отказано, если запрашиваемая Сторона полагает, что исполнение запроса может нанести ущерб её существенным интересам (суверенитет, безопасность) или запрос представлен с целью преследования лица по признаку расы, пола, вероисповедования, гражданства, этнического происхождения, принадлежности к определённой социальной группе, в связи с его политическими убеждениями. Также в правовой помощи может быть отказано, если запрос не соответствует условиям Соглашения.
Статьёй 9 Соглашения предусматривается, что документы, представленные в рамках Соглашения и удостоверенные официальной печатью уполномоченного органа направляющей Стороны, принимаются без их легализации или иной формы заверения. Расходы, возникающие в ходе выполнения Соглашения, Стороны несут самостоятельно, если в каждом конкретном случае не будет согласован иной порядок (статья 12).
Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами необходимых внутригосударственных процедур (статья 17).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части трансграничной передачи персональных данных содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, а также его предметом являются права и свободы человека и гражданина.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 11 ноября 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Временно исполняющий обязанности |
Л.В. Наплёков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.