Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 17136-8 "О внесении изменения в часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Концепцией проекта федерального закона "О внесении изменения в часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" является совершенствование регулирования правоотношений в сфере пользования животным миром в целях обеспечения прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за нарушение правил охоты (части 1 - 1.3), правил, регламентирующих рыболовство (часть 2) и иных правил пользования объектами животного мира, за исключением правил охоты и правил рыболовства (часть 3). В статье 34 Федерального закона N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) определены 7 основных видов пользования объектами животного мира: охота, рыболовство, добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных и эстетических целях, использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира и др.
В свою очередь статья 40 Закона о животном мире устанавливает обязанность пользователей животного мира соблюдать установленные правила, нормативы и сроки упомянутых видов пользования животным миром, а также определяет, что правила осуществления охоты устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте).
Статьями 22 и 23 Закона об охоте определено, что правилами охоты устанавливаются следующие обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства: ограничения охоты, требования к охоте, требования к отлову и отстрелу охотничьих ресурсов, требования к сохранению охотничьих ресурсов, в том числе к регулированию их численности, требования к продукции охоты, иные параметры осуществления охоты.
Таким образом, административная ответственность за нарушение правил охоты установлена частями 1-1.3 статьи 8.37 КоАП, которая применяется достаточно активно. Так, по данным сайта http://sudact.ru/ за период с 1 апреля 2010 года по 04 сентября 2019 года в Российской Федерации принято более 130 тысяч судебных решений, связанных с нарушением правил охоты.
Вместе с тем к отношениям в сфере охоты и охотничьих ресурсов применяется также и часть 3 статьи 8.37 КоАП, устанавливающая ответственность за нарушение иных "правил пользования объектами животного мира", за исключением правил охоты и правил, регламентирующих рыболовство.
Неопределенность указанной формулировки, а также отсутствие указаний на конкретные правила, создало противоречивую правоприменительную практику и необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан. Действующая редакция части 3 статьи 8.37 КоАП используется как контролирующими государственными органами, так и органами прокуратуры при неисполнении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями как фактически любых норм законов и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, так и любых положений заключенных охотхозяйственных соглашений (которое по своей сути является гражданско-правовым договором).
Так, например, в качестве оснований для привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 КоАП на практике использовалась:
- нарушение пункта 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утв. приказом Минприроды N 491 от 10.11.2010 (не обустроены специализированные места разделки и обработки добытых охотничьих ресурсов) (N 4А-2/2019 (N А-496/2018) от 17.01.2019);
- нарушение порядка организации производственного охотничьего контроля, утв. Приказом Минприроды N 6 от 09.01.2014. (N 12-102/2019 от 21 мая 2019);
- невыполнение п. 8.2.7 охотхозяйственного соглашения (создание объектов охотничьей инфраструктуры) (N 12-102/2019 от 21 мая 2019)
- нарушение требований 4.1 ст. 55 Закона об охоте (отсутствие в форме путевки предмета договора и перечня оказываемых услуг, отсутствие прейскуранта услуг) (А12-14443/2011 от 24.04.2012)
- нарушение приложения к Приказу Минприроды от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий" (невыполнение либо выполнение биотехнических мероприятий не в полном объеме (отсутствие на солонцах соли, отсутствие либо недостаточное кол-во кормушек и т.д.) (N 12-102/2019 от 21 мая 2019, N 21-977/2016 от 29.08.2016, N 12-193/2018 от 19.10.2018, N 12-192/2018 от 23.10.2018, N 12-42/2018 от 14.11.2018)
- нарушение порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, утв. приказом Минприроды N 344 от 06.09.2010 (непредставление в срок данных о численности и распространении охотничьих ресурсов) (N 12-5/2016 от 15.08.2016)
- невыполнение приложения 1 к приказу Минприроды от 11.02.2012 N 1 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета" и приказа Минприроды N 344. (выбраковка материалов по учету численности охотничьих ресурсов и неполное прохождение маршрутов) (N 4а-556/2016 от 04.05.2016)
- нарушение приказа Минприроды от 12.11.2010 N 503 "Об утверждении порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих угодий" (не установлены знаки зон охраны охотугодий, специальные знаки не соответствуют установленным требованиям (цвет) (N 12-192/2018 от 23.10.2018, N 12-42/2018 от 14.11.2018).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепляя и изменяя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, федеральный законодатель связан вытекающими из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод граждан конституционно значимым целям, а также обязан обеспечить равенство всех перед законом, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия); в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан от произвольного преследования и наказания (постановления от 25 января 2001 года N 1-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 29 ноября 2016 года N 26-П, от 14 июня 2018 года N 23-П, от 15 января 2019 года N 3-П и др.).
Таким образом, действующая редакция состава правонарушения и санкции, предусмотренные частью 3 статьи 8.37 КоАП в том, что касается ее применения к отношениям в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, не отвечает упомянутым требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Законопроектом предлагается установить, что к отношениям в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов часть 3 статьи 8.37 КоАП РФ применяться не должна.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.