Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1179311-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в части обеспечения безопасности объектов мобилизационного назначения) внесен депутатами Государственной Думы В.А. Шамановым, А.Л. Красовым, В.М. Заварзиным, Ю.Н. Швыткиным, З.А. Муцоевым, Р.Ю. Романенко, а также В.И. Богодуховым, А.А. Хохловым, И.М. Тетериным, Р.Ш. Хайровым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1179311-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Шамановым, А.Л. Красовым, В.М. Заварзиным, Ю.Н. Швыткиным, З.А. Муцоевым, Р.Ю. Романенко, а также В.И. Богодуховым, А.А. Хохловым, И.М. Тетериным, Р.Ш. Хайровым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект подготовлен в целях правового урегулирования на законодательном уровне комплекса вопросов, связанных с обеспечением безопасности специальных объектов мобилизационного назначения органов государственной власти Российской Федерации, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению исполнения Президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, т.е. Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (далее - ГУСП).
Положением о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651 (далее - Положение о ГУСП), предусмотрены полномочия и функции указанного органа по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности пунктов управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иных специальных объектов мобилизационного назначения и их инфраструктуры (далее - специальные объекты и объекты их инфраструктуры), а также по поддержанию специальных объектов в готовности к использованию по назначению.
Законопроектом предлагается включить в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации организацию функционирования, поддержание в готовности к использованию по назначению и обеспечение безопасности специальных объектов и объектов их инфраструктуры (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
В целях реализации этого направления деятельности в части обеспечения безопасности специальных объектов и объектов их инфраструктуры Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предлагается дополнить новым разделом VI.1 "Обеспечение безопасности специальных объектов и объектов их инфраструктуры" (пункт 2 статьи 1 законопроекта), который содержит ряд новых статей, предполагающих установление на законодательном уровне правовых основ осуществления деятельности ГУСП, связанной с обеспечением безопасности указанных объектов:
новой проектируемой статьей 24.1 Федерального закона определяется содержание обеспечения безопасности специальных объектов и объектов их инфраструктуры;
новой проектируемой статьей 24.2 Федерального закона устанавливаются полномочия ГУСП при организации и осуществлении охраны и защиты специальных объектов и объектов их инфраструктуры;
новой проектируемой статьей 24.3 Федерального закона предлагается на законодательном уровне установить основания, порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, военной и специальной техники военнослужащими ГУСП (в настоящее время оружие применяется на основании соответствующих положений общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2017 года N 1495). При этом Комитет по обороне отмечает, что проектируемые основания, условия и порядки применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащими ГУСП, необходимы для осуществления эффективной охраны данных объектов и учитывают накопленный опыт и сложившуюся практику;
новой проектируемой статьей 24.4 Федерального закона предлагается установить соответствующие меры по обеспечению защиты информации.
Комитет Государственной Думы по обороне законопроект поддерживает, поскольку предлагаемые им изменения отвечают интересам реализации стратегического национального приоритета "Оборона страны".
Вместе с тем, как представляется, следует обратить внимание на вопросы, требующие, по мнению Комитета по обороне, дополнительной проработки, в том числе на:
1) целесообразность дополнения проектируемой статьи 24.1 Федерального закона положением об обеспечении собственной безопасности ГУСП;
2) соотнесение включенных в проектируемую статью 24.2 Федерального закона полномочий ГУСП об установлении соответствующих зон (подпункты "б" и "в" пункта 1) со статьями 105 и 106 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми эти полномочия могут быть отнесены к полномочиям Правительства Российской Федерации;
3) целесообразность исключения из проектируемой статьи 24.2 Федерального закона положений, относящихся к полномочию ГУСП вносить соответствующие представления (подпункт "г" пункта 1), в связи с возможной неоднозначностью их правоприменительной практики;
4) необходимость разработки и внесения в Государственную Думу законопроекта о внесении соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку иначе реализовать предусмотренные в проектируемой статье 24.2 Федерального закона полномочия военнослужащих ГУСП по административному задержанию лиц, совершивших правонарушения, связанные попытками проникновения и проникновением на специальные объекты и объекты их инфраструктуры, для их последующего доставления в полицию (подпункт "в" пункта 2), не представляется возможным;
5) избыточность, по нашему мнению, нахождения в проектируемой статье 24.4 Федерального закона (пункт 1) норм о наличии (отсутствии) у персонала ГУСП соответствующего гражданства (подданства), поскольку эти вопросы уже урегулированы иными законодательными актами;
6) целесообразность вынесения положений пунктов 2 и 3 проектируемой статьи 24.4 Федерального закона в отдельную новую статью, что корреспондировало бы вышеуказанному предложению 1 (в части обеспечения собственной безопасности ГУСП);
7) целесообразность дополнения законопроекта нормами об установлении для отдельных категорий военнослужащих ГУСП, проходящих военную службу по контракту, ненормированного служебного дня, по аналогии с иными органами, входящими в систему обеспечения государственной безопасности (ФСБ России, ФСО России);
8) целесообразность дополнения законопроекта положениями о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части приведения их норм, содержащих указание на федеральный орган исполнительной власти (ГУСП), в соответствие с Положением о ГУСП.
Правительством Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы по законопроекту также высказаны отдельные замечания, изложенные в соответствующих заключениях.
Комитет по обороне считает, что все вышеназванные замечания и предложения не носят концептуального характера и могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае его принятия в первом чтении).
С учетом вышеизложенного, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1179311-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.