Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1191150-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается формирование единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (далее - система, работы), в связи с чем требуют уточнения критерии отнесения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ к работам гражданского назначения, учитывая что данное понятие в федеральных законах не раскрывается и не используется. Также отмечаем, что предлагаемое определение системы сформулировано достаточно широко и не ограничивает сферу ее применения работами гражданского назначения, поскольку относит к целям ее формирования управление научными исследованиями и экспериментальными разработками по всем направлениям развития науки, технологий и техники, которые проводятся с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или на которые предусматривается возмещение затрат из таких бюджетов.
Согласно абзацу второму пункта 1 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон) сведения в систему представляются в том числе в отношении работ, выполняемых в рамках "контрактов на выполнение работ, оказание услуг, в том числе государственных контрактов". Учитывая предлагаемое определение системы, из указанного положения не ясно, идет ли речь о любых контрактах на выполнение работ, оказание услуг, включая те, финансирование которых осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и в отношении которых не предусматривается возмещение затрат из таких бюджетов.
Относительно положения о том, что сведения в систему представляются субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности, обращаем внимание, что термин "субъект инновационной деятельности" используется в Федеральном законе единственный раз и только в отношении институтов инновационного развития.
Положения абзаца второго пункта 1 и пункта 3 предлагаемой статьи 7 1 Федерального закона о размещении в системе сведений в отношении работ, финансовое обеспечение которых осуществляется фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, следует соотнести с положениями пунктов 6 и 7 статьи 15.1 Федерального закона о порядке доведения до всеобщего сведения информации о результатах реализации поддержанных такими фондами научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, включая сведения о полученных результатах интеллектуальной деятельности.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 проектируемой статьи 7.1 Федерального закона субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности не предоставляют в единую государственную информационную систему отчеты о работах, содержащие коммерческую тайну и иную охраняемую законом тайну. Данное положение следует соотнести с пунктом 3 данной статьи, согласно которому в систему представляются не отчеты о работах, а сведения о результатах работ, предоставляемых в форме отчетов о работах (т.е. сведения об отчетах о работах), а также другие сведения (например, сведения о начинаемых работах, сведения об алгоритмах и программах, сведения о практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности).
Положение абзаца четвертого пункта 3 предлагаемой статьи 7.1 Федерального закона требует внесения соответствующего изменения в пункт 8 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором говорится о размещении отчета о выполненных научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (отдельных этапах работ) в определенной Правительством Российской Федерации государственной информационной системе.
В абзаце пятом пункта 3 предлагаемой статьи 7.1 необходимо уточнить, что следует понимать под сведениями об изменении состояния правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности.
Учитывая положения статей 17-17.3 и 17.6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и абзаца четвертого пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", представляется, что в абзаце втором пункта 5 проектируемой статьи 7.1 Федерального закона в контексте усиленной электронной подписи речь должна идти об усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в указанной в данном абзаце инфраструктуре.
Необходимо уточнить, как соотносятся между собой предлагаемые положения пункта 7 статьи 7.1 и пункта 2 статьи 16.6 Федерального закона, в частности, имеется ли в виду, что институты инновационного развития будут представлять одну и ту же информацию об инновационном проекте, финансируемом с привлечением средств государственной поддержки инновационной деятельности, в систему и в информационную систему "Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности".
В абзаце первом пункта 1 проектируемой статьи 16.6 Федерального закона необходимо уточнить категорию создаваемой информационной системы "Единый реестр конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности" (государственная, иная). Поскольку из пояснительной записки к законопроекту следует, что данная информационная система (далее - реестр) рассматривается как "иная информационная система", обращаем внимание, что из иных положений статьи 16.6 Федерального закона и положений статей 13 и 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" можно сделать вывод о том, что реестр имеет признаки государственной информационной системы.
В пункте 3 предлагаемой статьи 16.6 Федерального закона содержится указание на информационное взаимодействие реестра не только с информационными системами институтов инновационного развития, но и с информационными системами поставщиков информации в реестр. Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 5 данной статьи сведения в реестр представляются только институтами инновационного развития, в связи с чем нуждается в пояснении, кого еще следует относить к поставщикам информации в реестр. В свою очередь, указанное положение пункта 5 не учитывает положения пунктов 6 и 7 статьи 15.1 Федерального закона, из содержания которых следует, что поддержку инновационных проектов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляют также фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Следует иметь в виду, что предлагаемым абзацем вторым пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона не предусматривается представление данными фондами сведений о поддерживаемых ими инновационных проектах в систему.
Пункт 6 предлагаемой статьи 16.6 Федерального закона предусматривает право института инновационного развития с согласия лица, осуществляющего реализацию инновационного проекта, запрашивать информацию о нем из государственных и муниципальных информационных систем и государственных информационных ресурсов на безвозмездной основе, если иное не установлено иным федеральным законом, а также полномочие Минэкономразвития Российской Федерации определять порядок взаимодействия информационных систем институтов инновационного развития с государственными и муниципальными информационными системами и государственными информационными ресурсами. В связи с этим необходимо уточнить, о каких государственных информационных системах и государственных информационных ресурсах идет речь. Следует учитывать, что институты инновационного развития и государственные информационные системы находятся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти (а не только Минэкономразвития Российской Федерации), при этом условия доступа к каждой государственной информационной системе (в том числе возможность доступа и наличие платы), а также порядок взаимодействия с ней иных информационных систем определяется соответствующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами, на основании которых создана и функционирует государственная информационная система.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке, которая будет осуществлена после его принятия в первом чтении.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.