Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1197674-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предусматривается возможность приватизации отдельных видов федерального имущества стоимостью менее 100 миллионов рублей (за исключением внесения в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ) без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период.
В связи с этим отмечаем, что одним из основных принципов приватизации государственного и муниципального имущества является открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон).
Как следует из пояснительной записки, "при установлении критерия (балансовая и (или) кадастровая стоимость) в 100 миллионов рублей исходили из средней стоимости подлежащего приватизации имущества, низкой эффективности его продаж, а также отсутствия заинтересованности в вовлечении такого имущества для реализации значимых государственных задач". Вместе с тем в проекте отсутствуют положения, обязывающие уполномоченный федеральный орган исполнительной власти учитывать данные обстоятельства при утверждении федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период (далее - Перечень). Кроме того, представляется необоснованным при формировании Перечня исходить из балансовой и (или) кадастровой стоимости соответствующего имущества, а не из его рыночной стоимости (см. статью 12 Федерального закона).
Наряду с изложенным проектом предлагается в случае признания несостоявшимся аукциона, в котором принял участие только один участник, не осуществлять продажу государственного или муниципального имущества иными способами (посредством публичного предложения и т.д.), допустив возможность заключения договора купли-продажи указанного имущества с единственным участником такого аукциона (проектируемая редакция пункта 3 статьи 18 Федерального закона). При этом в пояснительной записке речь идет о необходимости такой меры только "в отношении низколиквидного малоценного имущества, имеющего крайне низкую инвестиционную привлекательность". Полагаем, что закрепление указанного проектируемого положения в качестве общей нормы для приватизации любых объектов государственного и муниципального имущества, а не только в отношении имущества, включенного в Перечень, не согласуется с принципом признания равенства покупателей соответствующего имущества (пункт 1 статьи 2 Федерального закона).
Также из пояснительной записки следует, что Перечень "будет подлежать размещению Росимуществом на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, что позволит обеспечить доступ неограниченного круга лиц к Перечню", однако внесение изменений в пункт 1 статьи 15 Федерального закона, регулирующий вопросы размещения информации о приватизации государственного и муниципального имущества на указанном сайте, проектом не предусматривается. При этом учитывая, что в Федеральном законе содержатся положения, предусматривающие необходимость размещения отчетности о результатах приватизации федерального имущества и бухгалтерской (финансовой) отчетности соответствующих организаций на сайтах в сети "Интернет", определенных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для размещения информации о приватизации (см., например, статьи 9, 10.1 Федерального закона), следует уточнить, каким образом указанные положения будут реализованы в отношении предлагаемой проектом приватизации федерального имущества без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период.
Кроме того, положения проекта, предусматривающие при формировании Перечня необходимость соблюдения "принципа целостности и единства объектов имущества" и недопустимость их "разделения (дробления)" (проектируемый пункт 2.3 статьи 7 Федерального закона), нуждаются в уточнении с учетом требований ясности и определенного правового предписания.
Поскольку в Перечень подлежит включению федеральное имущество, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, нуждается в редакционной доработке положение абзаца первого проектируемого пункта 2.2 статьи 7 Федерального закона, согласно которому приватизация федерального имущества (за исключением внесения в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ), включенного в Перечень, осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в определенных в данном пункте случаях. Полагаем, что в указанном проектируемом положении речь должна идти о том, что имущество может быть включено в Перечень только в определенных в данном пункте случаях.
С учетом изложенного положения проекта требуют доработки, в том числе юридико-технической.
Отмечаем также, что на рассмотрении Государственной Думы находятся проекты федерального закона NN 1193673-7 "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", основах деятельности акционерного общества "Росморпорт" и N 1193651-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающие федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" в непубличное акционерное общество, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации, без включения указанного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.