Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1202726-7 "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу функционирования Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 27 октября 2021 г. N 4/1.2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1202726-7 "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект направлен на урегулирование отношений, возникающих при функционировании Военного инновационного технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Технополис "Эра").
Согласно части 3 статьи 1 законопроекта целью деятельности Технополиса "Эра" является создание организационной системы и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей поиск, развитие и внедрение передовых идей и разработок, прорывных технологий и формирования эффективной модели организации научных исследований в интересах укрепления обороноспособности Российской Федерации.
Основными задачами Технополиса "Эра" (часть 4 статьи 1 законопроекта) являются:
1) поиск и реализация инновационных проектов по приоритетным направлениям укрепления обороноспособности страны, создания и совершенствования вооружения, военной и специальной техники;
2) продвижение, поддержка и внедрение в производство передовых идей и прорывных технологий в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
3) создание новой модели взаимодействия научных и образовательных организаций, научно-производственных подразделений и научных рот Вооруженных Сил Российской Федерации, предприятий промышленности и организаций оборонно-промышленного комплекса при разработке и производстве высокотехнологичной продукции военного или двойного назначения;
4) сохранение и наращивание научного потенциала участников Технополиса.
В целях решения указанных задач положениями законопроектом предлагается установить соответствующий правовой механизм их реализации.
В частности, законопроектом предусмотрены основные понятия территории, инфраструктуры, специализированной организации Вооруженных Сил Российской Федерации и т.д., определены юридические лица - участники Технополиса "Эра" (которые будут осуществлять свою деятельность исключительно для реализации целей и задач Технополиса "Эра" на основании заключаемых договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход права пользования в отношении государственного имущества, находящегося на территории Технополиса "Эра" и не закрепленного на праве оперативного управления за специализированной организацией).
Законопроектом определены органы управления Технополисом "Эра", их задачи и полномочия, источники финансового обеспечения деятельности Технополиса "Эра", задачи фонда развития Технополиса "Эра", а также особенности взаимоотношений с некоторыми органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Кроме того, отдельной главой законопроекта предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, обеспечивающих взаимное соответствие положений законопроекта и действующих положений соответствующих законодательных актов Российской Федерации.
По мнению разработчиков законопроекта, как следует из пояснительной записки к нему, помимо обеспечения достижения целей деятельности Технополиса "Эра", его принятие также позволит обеспечить рост доходов федерального бюджета, рост экономики региона, создание новых рабочих мест, привлечение в инновационную сферу инвестиций и профессионалов, развитие науки и образования путем создания новых кооперационных цепочек с учетом уже существующих межрегиональных кооперационных связей, расширения рынков производимой продукции, снижения зависимости от импорта высокотехнологичной продукции во многих отраслях (машиностроении, химической, электротехнической, радиоэлектронной, фармацевтической промышленности).
Следует отметить, что Технополис "Эра" создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2018 года N 364 "О создании Военного инновационного Технополиса "Эра" Министерства обороны Российской Федерации".
В настоящее время Технополис "Эра" осуществляет свою деятельность на основании Положения о Военном инновационном Технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2018 года N 501 (далее - Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации N 501).
На сегодняшний день сотрудниками испытательных лабораторий, научно-исследовательских отделов и операторами научных рот Технополиса "Эра" завершено более 50 проектов. Полученные результаты демонстрируют высокий научный и технический уровень разработок.
Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта, поскольку функционирование Технополиса "Эра" направлено на обеспечение обороны страны и обусловлено необходимостью сокращению сроков от создания инновационных научных проектов до их реализации.
Вместе с тем, Комитет по обороне полагает целесообразным обратить внимание на следующие обстоятельства.
1) К основным задачам Технополиса "Эра" отнесено, в том числе, "создание и совершенствование вооружения, военной и специальной техники" (пункт 1 части 4 статьи 1 законопроекта).
Вместе с тем, частью 1 статьи 1 законопроекта регулирование отношений в части разработки и создания продукции специального назначения при функционировании Технополиса "Эра" не предусматривается;
2) В соответствии с частью 1 статьи 1 законопроекта им предполагается урегулировать отношения, возникающие при функционировании Технополиса "Эра" как специализированного научно-исследовательского и производственного комплекса, объединяющего:
а) научные и образовательные организации;
б) государственные корпорации;
в) предприятия промышленности;
г) организации оборонно-промышленного комплекса;
д) иные организации;
"...проводящие научные исследования в интересах укрепления обороноспособности страны, осуществляющие деятельность по разработке и созданию продукции военного или двойного назначения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.".
По нашему мнению, законопроект не содержит положений, непосредственно относящихся к регулированию вышеуказанной деятельности (т.е. деятельности по проведению соответствующих исследований, по разработке и созданию соответствующей продукции);
3) Аналогичное замечание, на наш взгляд, следует сделать и в отношении мер государственной поддержки, которые, в соответствии с частью 3 статьи 10 законопроекта, предоставляются участникам Технополиса "Эра" "... в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом." (за исключением части 6 статьи 6 законопроекта, в соответствии с которой выписка из Реестра участников Технополиса "Эра" является основанием для предоставления организации - участнику Технополиса "Эра" мер государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Что же касается отнесения (в соответствии с пояснительной запиской к законопроекту) к мерам государственной поддержки таких мер, как создание фонда развития Технополиса "Эра", заключение соответствующих договоров без проведения конкурсов или аукционов, ограничение отдельных полномочий органов государственной власти на территории Технополиса "Эра" и введение упрощенной процедуры осуществления образовательной деятельности на этой территории, то такое мнение при отсутствии в законопроекте соответствующей нормы представляется спорным;
4) Представляется, что в целях ясности и определенности проектируемых правовых норм нуждается в дополнительном обсуждении вопрос о целесообразности доработки применяемой в них терминологии.
Например, нуждаются, по нашему мнению, в конкретизации понятия "передовые идеи", "прорывные технологии" (пункт 1 части 3, пункт 2 части 4 статьи 1), "рационализаторская деятельность", "патентно-лицензионная работа" (пункт 5 части 2 статьи 7) и т.д.;
5) В части 1 статьи 7 законопроекта предлагается установить, что для осуществления руководства научными исследованиями и разработками участников Технополиса "Эра" в интересах укрепления обороноспособности страны, создания и совершенствования вооружения, военной и специальной техники создается коллегиальный совещательный орган - научно-координационный совет Технополиса "Эра" (далее - НКС Технополиса "Эра").
Частью 2 указанной статьи определены основные задачи НКС Технополиса "Эра", однако, по нашему мнению, положений, относящихся собственно к руководству соответствующими исследованиями и разработками, в ней не содержится.
При этом согласно части 4 этой же статьи общее руководство научными исследованиями и разработками Технополиса "Эра" (но не деятельностью НКС Технополиса "Эра") осуществляет президент федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт".
Поскольку полномочия этого должностного лица в указанной части общего руководства в проектируемой норме не конкретизированы и не предусмотрены Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 220-ФЗ "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт", возникает, по нашему мнению, правовая неопределенность в вопросах компетенций как этого должностного лица, так и НКС Технополиса "Эра" в целом.
Кроме того, как видится, нуждается в дополнительном обсуждении целесообразность указания в рассматриваемом законопроекте конкретного учреждения науки, президент которого осуществляет общее руководство научными исследованиями и разработками Технополиса "Эра".
6) Согласно материалов к законопроекту внесения изменений в Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации N 501, не потребуется.
Как представляется, это не совсем верно.
Так, например, согласно части 1 статьи 1 законопроекта к составляющим Технополиса "Эра" отнесены иные организации, которые в пункте 1 вышеуказанного Положения не упомянуты.
При этом, как видится, следовало бы уточнить, что, по крайней мере, к таким организациям могут относятся только организации, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации.
Кроме того, согласно положений законопроекта, к полномочиям Президента Российской Федерации отнесены:
- установление статуса участника Технополиса "Эра" (абзац восьмой статьи 2 законопроекта);
- утверждение и изменение границ Технополиса "Эра" (часть 3 статьи 3 законопроекта);
- установление порядка формирования состава Совета Технополиса (часть 3 статьи 6).
Как представляется, Положение, утвержденное Указом Президента Российской Федерации N 501, в этой части также нуждается в доработке в соответствии с указанными положениями законопроекта.
Правовым управлением Аппарата Государственной Думы также отмечена необходимость доработки указанного законопроекта для устранения замечаний, изложенных в соответствующем заключении.
По мнению Комитета по обороне, вышеназванные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению (в случае его принятия в первом чтении).
С учетом вышеизложенного, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1202726-7 "О Военном инновационном технополисе "Эра" Министерства обороны Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.