Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части отдельных вопросов налогообложения), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Проектом федерального закона предусматривается внесение отдельных изменений в порядок налогообложения акциза, налога на доходы физических лиц, взимания государственной пошлины, налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
В рамках изменения подходов к налогообложению металлургической отрасли и в целях получения дополнительных доходов в бюджетную систему Российской Федерации проектом федерального закона предусматривается введение акциза на жидкую сталь, использованную для получения полупродуктов металлургического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок) путем литья, ставка которого будет зависеть от экспортных цен на такую продукцию и корректироваться на коэффициент, равный 0,027 и характеризующий рентную долю. Поскольку иное не предусмотрено законопроектом, уплата такого акциза будет осуществляться по месту производства указанных металлических заготовок.
При этом Комитет отмечает целесообразность дополнительного обсуждения наименования нового вида подакцизного товара и товара, масса которого является налоговой базой для исчисления акциза по этому виду подакцизного товара в связи с тем, что налоговую базу в отношении стали жидкой предлагается определять как массу (в тоннах) полупродуктов металлического производства (в том числе блюмов, слябов, других заготовок), оприходованных (произведенных) в налоговом периоде.
Пунктом 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования. В связи с этим обращается внимание, что введение нового вида акциза потребует утверждения новой формы (форматов) налоговой декларации.
В части налогообложения доходов физических лиц, законопроектом предусматривается расширение перечня доходов, не подлежащих налогообложению. В настоящее время, согласно пункту 6.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц доходов, полученных налогоплательщиками в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям. Законопроектом предусматривается освобождение от налогообложения вышеуказанных доходов, получаемых от некоммерческих организаций, учрежденных в соответствии с указами Президента Российской Федерации, и от учрежденных ими некоммерческих организаций, предоставленных не только за счет грантов Президента Российской Федерации, но также за счет иных источников.
В части взимания государственной пошлины законопроектом предусматривается увеличение размеров государственной пошлины, уплачиваемой при совершении федеральным уполномоченным органом власти действий, связанных с осуществлением регистрации медицинских препаратов и медицинских изделий. Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту указанное повышение связано с увеличением издержек по осуществлению данных юридически значимых действий. Однако необходимо отметить, что государственная пошлина является платой за оказание услуги и уплачивается с целью возмещения расходов за совершение юридически значимых действий. Предлагаемые законопроектом изменения в значительной степени увеличивают размеры государственной пошлины, в отдельных случаях такое повышение составляет более чем шестнадцатикратное значение (с 25 000 до 420 000 рублей). Однако в прилагаемых к законопроекту документах отсутствует экономическое обоснование столь существенного увеличения размера государственной пошлины.
По информации, предоставленной Минфином России, анализ размеров государственной пошлины, проведенный Минздравом России, выявил потребность в увеличении размеров пошлин в связи с необходимостью аккумуляции средств для создания современной инфраструктуры, в том числе приобретения прогрессивного оборудования в целях проведения экспертиз лекарственных средств и медицинских изделий, а также необходимость привлечения высококвалифицированных кадров и экспертов, что влечет рост стоимости экспертиз, а также дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета.
Кроме того, законопроектом предлагается установить государственную пошлину за проведение экспертиз в целях предоставления и подтверждения разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro, а также за предоставление, подтверждение разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro. Указанные положения обусловлены принятием Федерального закона от 30.04.2021 N 128-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьи 12 и 22 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающего урегулирование вопросов проведения диагностических исследований in vitro с применением изготовляемых в медицинской организации незарегистрированных медицинских изделий. Так, согласно новому пункту 11.1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) на территории Российской Федерации допускается изготовление, хранение, применение, утилизация или уничтожение незарегистрированных медицинских изделий для диагностики in vitro при наличии у медицинской организации разрешения на применение такого медицинского изделия. При этом новой редакцией подпункта 6 пункта 5 указанной статьи определено, что на территории Российской Федерации не регистрируются медицинские изделия, которые предназначены для диагностики заболеваний путем проведения исследований образцов биологического материала человека вне его организма, изготовлены в медицинской организации и применяются в медицинской организации, их изготовившей (незарегистрированные медицинские изделия для диагностики in vitro).
Существенный блок предлагаемых изменений связан с изменениями в налогообложении налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ). Законопроектом предлагается привязать размер ставки НДПИ по отдельным полезным ископаемым к ценовой конъюнктуре. Так, законопроектом предусматривается изменение подходов к налогообложению НДПИ товарных руд черных металлов, в частности, железных руд, многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, коксующегося угля, а также калийных солей, апатит-нефелиновых, апатит-штаффелитовых, апатитовых и фосфоритовых руд.
В отношении товарных руд черных металлов, в частности железных руд, предлагается перейти к определению налоговой базы по НДПИ как количества добытого полезного ископаемого в натуральном отношении, отказавшись от применения рентного коэффициента в размере 3,5 и производить исчисление налога с учетом фактических котировок на железную руду на мировых рынках и содержания железа в добываемой руде. При этом сохраняется применение понижающих коэффициентов к ставке НДПИ для участников региональных инвестиционных проектов и применение коэффициента, характеризующего применение подземного способа добычи.
В отношении многокомпонентных комплексных руд с содержанием меди, никеля, металлов платиновой группы, добываемых на территории Красноярского края, законопроектом предлагается применять ставку НДПИ в зависимости от содержания полезных компонентов в руде и их стоимости на мировых рынках (медь, никель, палладий, платина, золото, кобальт) и коэффициента изъятия, равного 6%. При этом рассчитываемая таким образом ставка не может быть меньше 2 555 рублей за 1 тонну многокомпонентной комплексной руды.
Данные для расчета указанного коэффициента определяются на основании данных государственного баланса запасов по состоянию на первое число года, предшествующего налоговому периоду (в отношении содержания компонентов в руде) и на основании цен компонентов многокомпонентной комплексной руды на мировых рынках, определяемых в порядке, разработанным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, которые подлежат размещению на официальном сайте этого федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 10 числа календарного месяца, следующего за налоговым периодом.
В части изменения параметров налогообложения угольной отрасли предлагается донастройка налогообложения добычи коксующегося угля за счет перехода от фиксированной ставки налога к новому механизму налогообложения, основанному на принципах установления уровня изъятия природной ренты в зависимости от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары (энергоносители), имеющие высокую маржинальную составляющую за счет премиального спроса, рассчитанного исходя из рыночных котировок (цен) за последние 5 - 10 лет.
В отношении калийных солей предлагается донастроить механизм расчета ставки НДПИ, устанавливающий дополнительное изъятие в размере 85 рублей за 1 тонну добытой руды.
В отношении апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд предлагается установить специфические ставки НДПИ. Одновременно, в отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд предлагается увеличить значение рентного коэффициента до 7.
В результате реализации решений, предлагаемых законопроектом, исходя из оценки изменения доходов федерального бюджета в 2022 - 2024 годах в связи с изменениями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Правительства Российской Федерации, представленной в приложении N 2 к пояснительной записке к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", ожидаются дополнительные поступления в федеральный бюджет от введения акциза на жидкую сталь, использованную для производства продукции металлургического производства, - в 2022 году в размере 61 624,1 млн. рублей, в 2023 году - 59 121,6 млн. рублей, в 2024 году - 58 754,6 млн. рублей. В результате корректировки определения налоговой базы НДПИ ожидаются дополнительные поступления в федеральный бюджет - в 2022 году - 86 171,6 млн. рублей, в 2023 году - 83 638,1 млн. рублей, в 2024 году - 74 394,8 млн. рублей.
Необходимо отметить, что увеличение размера ставок НДПИ и введение акциз на жидкую сталь неизбежно приведет к сокращению налоговой базы налога на прибыль. В этой связи, предложенный Правительством Российской Федерации в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" пересмотр нормативов зачислений от указанных налогов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации может снизить негативные последствия сокращения налоговой базы налога на прибыль.
Счетная палата Российской Федерации не имеет замечаний и предложений к законопроекту.
К законопроекту поступило 8 положительных отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 24 положительных отзыва высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Отрицательных отзывов не поступало.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.