Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1258307-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона вносятся отдельные изменения в главы 22 (Акцизы), 23 (Налог на доходы физических лиц), 25.3 (Государственная пошлина), 26 (Налог на добычу полезных ископаемых) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В частности, предлагается установить новый объект налогообложения акцизом - жидкую сталь, использованную для "получения полупродуктов металлургического производства". Кроме того, увеличивается размер государственной пошлины, уплачиваемой при совершении федеральным уполномоченным органом власти действий, связанных с осуществлением регистрации медицинских препаратов и медицинских изделий (в ряде случаев в 16 раз).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 НК РФ при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к их уплате, налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Вместе с тем в материалах к законопроекту отсутствуют какие-либо расчеты, которые подтверждали бы необходимость увеличения размера государственной пошлины до предложенного размера, а также установления предлагаемого порядка расчета акциза, не предусматривающего включение акциза в стоимость полупродуктов металлургического производства, полученных путем литья, и предъявления исчисленной суммы акциза покупателю (проектируемый пункт 4 подпункт 13 статьи 199 НК РФ).
Дополнительно отмечаем, что проектируемые изменения нарушают установленный порядок исчисления акциза (статьи 181, 182, 187, 194, 199, 200, 201 НК РФ). Также, учитывая положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, при переходе на указанный порядок исчисления акциза у соответствующей категории налогоплательщиков может уменьшиться размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, который в том числе зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В отношении проектируемого пункта 13 статьи 193 НК РФ в части полномочий Федеральной антимонопольной службы по определению показателя отмечаем, что Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иными Федеральными законами, предусматривающими функции указанного органа в регулируемых ими сферах деятельности, такое полномочие не предусмотрено.
Наименование регистрационного удостоверения медицинского изделия нуждается в приведении к единообразию по тексту проектируемых изменений в статью 333.32-2 НК РФ.
Порядок вступления в силу проектируемых положений статьи 333.32-3 НК РФ не соответствует положениям статьи 5 НК РФ.
Положения законопроекта, устанавливающие новый объект налогообложения акцизом - сталь жидкую и налог на добычу полезных ископаемых для отдельных видов полезных ископаемых, должны быть синхронизированы по содержанию и дате вступления в силу с законопроектом N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году", устанавливающим нормативы зачисления в бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акциза на сталь жидкую и налога на добычу полезных ископаемых для отдельных видов полезных ископаемых.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.