Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, Н.П. Николаевым, В.М. Резником
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести комплексные изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2007 года N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (далее - Федеральный закон N 286-ФЗ), Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) и Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон о банкротстве), направленные на развитие взаимного страхования. Положения законопроекта требуют доработки, в том числе с учетом следующего.
Полагаем, что в части 1 статьи 5 Федерального закона N 286-ФЗ необходимо сохранить положение о том, что общество взаимного страхования (далее также - общество) является видом потребительского кооператива, что будет соответствовать подпункту 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Законопроектом предлагается дополнить перечень объектов взаимного страхования определенными объектами личного страхования и установить, что застрахованным лицом по договору личного страхования может быть член общества или иное лицо, в пользу которого членом общества заключен договор личного страхования (части 1 и 2 предлагаемой редакции статьи 4 Федерального закона N 286-ФЗ). Данные положения не согласуются как с нормами статьи 968 ГК РФ, в частности, пункта 2, в соответствии с которым "общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов...", так и с положением части 1 предлагаемой редакции статьи 1 Федерального закона N 286-ФЗ, согласно которому "взаимным страхованием является страхование имущественных интересов членов общества...".
Положения части 7 предлагаемой редакции статьи 5 Федерального закона N 286-ФЗ не согласуются с нормами пункта 2 статьи 123.2 ГК РФ в части требований к наименованию общества взаимного страхования. Кроме того, не ясно, почему законопроектом предлагается признать утратившим силу подпункт 5 пункта 3 статьи 4.1 Закона, устанавливающий требования к наименованию общества взаимного страхования, а не внести изменение в данный подпункт.
Законопроектом предусматривается ведение реестра членов общества, в который включаются сведения, являющиеся персональными данными членов общества, при этом устанавливается, что порядок и условия предоставления сведений из реестра членов общества определяются уставом и внутренними документами общества (проектируемая статья 6.1 Федерального закона N 286-ФЗ). В связи с этим обращаем внимание на необходимость соблюдения норм законодательства Российской Федерации в области персональных данных (см., например, статьи 5 и 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных").
Полагаем, что ряд положений законопроекта, касающихся компетенции общего собрания членов общества, правления общества и директора общества, нуждается в соотнесении и согласовании с действующими и проектируемыми нормами Федерального закона N 286-ФЗ.
Например, законопроектом предлагается отнести к компетенции общего собрания членов общества утверждение по представлению "директора общества в случае, если правление общества не избирается или его полномочия приостановлены" плана деятельности общества на год и отчета правления общества о деятельности общества по итогам года (пункт 5 части 2 статьи 10 Федерального закона N 286-ФЗ). Отмечаем, что действующие и проектируемые нормы статьи 15 Федерального закона N 286-ФЗ не предусматривают указанную компетенцию директора общества.
Проектируемую компетенцию правления общества по выдвижению кандидатуры председателя правления общества на утверждение общим собранием членов общества (проектируемый пункт 1.2 части 2 статьи 13 Федерального закона N 286-ФЗ) необходимо соотнести с действующими нормами Федерального закона N 286-ФЗ, из содержания которых следует, что председатель правления общества избирается общим собранием членов общества (пункт 6 части 2 статьи 10 и часть 3 статьи 13 Федерального закона N 286-ФЗ).
Проектируемую компетенцию директора общества по контролю за осуществлением взаимного страхования обществом (проектируемое положение пункта 2 части 5 статьи 15 Федерального закона N 286-ФЗ) необходимо соотнести с действующей компетенцией правления общества по контролю за осуществлением взаимного страхования обществом имущественных интересов членов общества (пункт 10 части 2 статьи 13 Федерального закона N 286-ФЗ).
Полагаем, что положения проектируемой части 3 статьи 21 Федерального закона N 286-ФЗ допускают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения в части освобождения или неосвобождения членов правления общества и директора общества от ответственности перед обществом.
Нуждается в обосновании исключение из Федерального закона N 286-ФЗ ряда действующих норм, например, положения, согласно которому членство в обществе прекращается в случае ликвидации общества (пункт 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 286-ФЗ), что не согласуется с пунктом 20 части 2 статьи 10 Федерального закона N 286-ФЗ, в котором речь идет о "прекращении членства в обществе в связи с ликвидацией общества"; положения, устанавливающего запрет на проведение общего собрания членов общества в форме заочного голосования по определенным вопросам повестки дня (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 286-ФЗ); положений, согласно которым полномочные представители членов общества должны иметь доверенности, оформленные в порядке, установленном гражданским законодательством, и полномочными представителями могут быть только члены общества (часть 7 статьи 10 Федерального закона N 286-ФЗ).
Полагаем, что неприменение всех требований, предусмотренных пунктами 3-5 статьи 184.1-1 Федерального закона о банкротстве, в рамках анализа финансового состояния общества взаимного страхования требует обоснования (проектируемое положение пункта 1 указанной статьи).
Иные замечания переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.