Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, Н.П. Николаевым, В.М. Резником (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О взаимном страховании", Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", направленные на развитие такой формы организации страховой защиты, как взаимное страхование, в целях повышения заинтересованности граждан и юридических лиц в страховании своих имущественных интересов путем объединения в общества взаимного страхования.
В этих целях законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О взаимном страховании", снимающие ограничения в части максимально допустимого числа членов общества, а также расширяющие объекты взаимного страхования - помимо допускаемого сегодня для обществ взаимного страхования осуществления отдельных видов имущественного страхования законопроектом предлагается разрешить обществам взаимного страхования осуществлять такие виды личного страхования, как страхование от несчастных случаев и болезней, а также добровольное медицинское страхование.
При этом в целях соблюдения интересов страхователей (застрахованных лиц, выгодоприобретателей) законопроектом обществам взаимного страхования запрещается осуществлять обязательное страхование и добровольное имущественное страхование, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления профессиональной деятельности его членов. Также законопроектом устанавливается, что общество, членами которого являются физические лица, не вправе осуществлять взаимное страхование имущественных интересов, связанных с риском наступления ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Законопроектом предлагается уточнить понятие общества взаимного страхования и порядок его создания, установить порядок формирования и ведения реестра членов общества, уточнить процедуры проведения общего собрания членов общества и прекращения членства в обществе.
Для повышения финансовой устойчивости обществ взаимного страхования, защиты интересов их членов и третьих лиц законопроектом предлагается распространить на общества взаимного страхования требования в части обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности, которые в настоящее время предусмотрены для страховых организаций, а также положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в части введения временной администрации после отзыва у общества взаимного страхования лицензии.
Субсидиарную ответственность членов общества - физических лиц законопроектом предлагается ограничить размером годовой страховой премии.
При доработке законопроекта ко второму чтению следует согласовать предлагаемые законопроектом изменения с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященными обществам взаимного страхования и их деятельности.
Так, из новой дефиниции общества взаимного страхования, содержащейся в пункте 1 новой редакции статьи 5 Федерального закона "О взаимном страховании" (пункт 3 статьи 3 законопроекта) необоснованно исчезло указание на организационно-правовую форму общества, а именно, что общество является видом потребительского кооператива. Данное изменение представляется необоснованным и не соответствующим подпункту 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, который определяет общество взаимного страхования как организационно-правовую форму некоммерческой организации - потребительский кооператив.
Согласно новой редакции части 2 статьи 4 Федерального закона "О взаимном страховании" (пункт 3 статьи 3 законопроекта) застрахованным лицом по договору личного страхования может быть член общества или иное лицо, в пользу которого членом общества заключен договор личного страхования. При этом пункт 2 статьи 968 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает страхование обществами взаимного страхования имущества и иных имущественных интересов только членов общества, но не иных лиц. Также указанное положение порождает коллизию с предлагаемым законопроектом определением взаимного страхования (пункт 1 статьи 3 законопроекта - новая редакция части 1 статьи 1 Федерального закона "О взаимном страховании"), под которым понимается страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств.
Также в доработке и согласовании между собой нуждаются положения законопроекта, посвященные органам управления общества взаимного страхования и компетенции указанных органов.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку полагает, что указанные замечания могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1134126-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования обществ взаимного страхования" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.