Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект) разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ), а также пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2-5 июня 2021 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 26 июня 2021 г. N Пр-1096.
В соответствии с пунктом 13 Указа Правительству Российской Федерации поручено реализовать в 2024 году задачу по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику.
Законопроектом предлагается провести до 2027 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан эксперимента по введению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". Новым налоговым режимом смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, годовой доход которых не превышает 60 млн. рублей, с численностью наемных работников до 5 человек.
Плательщиками налога будут являться организации и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в налоговых органах субъектов Российской Федерации, входящих в эксперимент.
Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на применение нового налогового режима, через личный кабинет налогоплательщика уведомляют налоговый орган о таком переходе с указанием выбранного объекта налогообложения ("доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов").
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Налогоплательщики, применяющие новый налоговый режим, освобождаются от обязанности подачи в налоговый орган налоговой декларации.
Расчет налога осуществляется налоговыми органами на основании данных учета доходов и расходов, который ведется налогоплательщиком в личном кабинете посредством отражения сведений в отношении доходов и расходов при осуществлении расчетов, по которым применяется контрольно-кассовая техника, а также в отношении доходов и расходов при осуществлении расчетов по счетам налогоплательщика, открытым в уполномоченной кредитной организации. При этом расходы учитываются при условии, что они осуществлены в безналичной форме или зафиксированы налогоплательщиком с применением контрольно-кассовой техники.
Налогоплательщики, применяющие новый налоговый режим, осуществляют оплату труда наемных работников через уполномоченную кредитную организацию, на которую возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате, в бюджет.
Для налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование устанавливаются в размере 0,0 процента. Обязанность по представлению расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту жительства индивидуального предпринимателя, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, отсутствует.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
В целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, финансирование государственных внебюджетных фондов предлагается осуществлять за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.
В этой связи одновременно с законопроектом подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Принятие федерального закона обеспечит налогоплательщикам, применяющим новый налоговый режим, отмену обязанности по представлению отчетности в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды, и, как следствие, снижение непроизводственных издержек.
Проведение эксперимента по введению нового налогового режима позволит определить степень востребованности налогового режима у предпринимательского сообщества, оценить экономический эффект от его применения для бюджетной системы Российской Федерации, включающей бюджеты государственных внебюджетных фондов, и сделать выводы об эффективности нового налогового режима.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие и реализация Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем принятие указанного проекта федерального закона не приведет к снижению поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", за счет привлекательности нового налогового режима для субъектов малого предпринимательства и легализации доходов от осуществляемой деятельности. При этом суммы выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов при введении специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" будут компенсированы государственным внебюджетным фондам за счет исчисленного налога.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" потребует принятия федеральных законов:
Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федерального закона "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.