Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - законопроект) разработан в связи с внесением проекта федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", подготовленного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ), пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2-5 июня 2021 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 26 июня 2021 г. N Пр-1096.
Действие норм, предусмотренных проектом федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", распространяется на территории города федерального значения Москвы, Московской и Калужской областей, а также Республики Татарстан (Татарстан) на период с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2027 г.
Законопроектом предлагается дополнить часть первую Налогового кодекса Российской Федерации нормами, предусматривающими введение нового специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (в порядке эксперимента)".
Кроме того, в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации вносятся нормы, предусматривающие привлечение к ответственности за совершение налоговых нарушений налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, а также уполномоченных кредитных организаций за нарушение порядка передачи сведений о доходах и расходах налогоплательщика.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательство об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части установления для страхователей, применяющих новый налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", фиксированного размера страхового тарифа, освобождения их от представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также в части порядка его уплаты.
Кроме того, законопроектом предусмотрена отмена проведения оценки условий труда в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-налогоплательщиками, применяющими новый налоговый режим. Учитывая, что работодатели-налогоплательщики, применяющие новый налоговый режим, вправе нанимать работников на работу, исключающую опасные и вредные условия труда, проведение специальной оценки условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с таким работодателем-налогоплательщиком, не требуется. Исключение процедуры проведения специальной оценки условий труда не повлияет на права указанных работников.
Законопроектом предусматривается изменение законодательства в части порядка предоставления сведений в отношении работников, занятых у работодателей-налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Обязанность по предоставлению в отношении работников в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, необязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование возлагается на налоговые органы.
Для обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, законопроектом и проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" предусматривается финансирование государственных внебюджетных фондов за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.
В законопроекте отсутствуют нормы, изменяющие требования законодательства в части обеспечения контроля за соблюдением страхователями законодательства, связанного с порядком исчисления и уплаты страховых взносов, а также привлечения к ответственности за совершение правонарушений (несоблюдения установленных требований).
Законопроект устанавливает порядок компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов при введении специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и в целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим. Предлагается осуществлять финансирование государственных внебюджетных фондов за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не приведет к негативным социально-экономическим и финансовым последствиям.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная, упрощенная система налогообложения" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" потребует внесения изменений в федеральные законы:
в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда";
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.