Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 19919-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2015 г. N Пр-2006 в целях обеспечения ветеринарной безопасности территории Российской Федерации.
Законопроектом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон), направленные на регулирование отношений, связанных с маркированием и учетом животных, определением зоосанитарного статуса объектов, на территории которых осуществляются содержание и разведение животных, убой животных, производство, переработка, хранение подконтрольных товаров (далее - объекты), осуществлением переданных полномочий в области ветеринарии.
В частности, законопроектом вводятся понятия маркирования и учета животных. Положения действующего законодательства Российской Федерации не позволяют осуществить прослеживаемость подконтрольных государственной ветеринарной службе товаров, что влечет невозможность оперативного выявления источника распространения заболеваний животных, в том числе общих для человека и животных, в случае возникновения их вспышек. Информация о маркированных животных будет содержаться в единой базе Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее - ФГИС). Предлагаемые законопроектом нормы, регулирующие осуществление маркирования и учета животных, позволят специалистам государственной ветеринарной службы оперативно выявлять источники, негативно повлиявшие на эпизоотическую ситуацию или пищевую безопасность, с целью их устранения.
Положениями действующего Закона уже установлена обязательность осуществления идентификации и учета животных (статья 2.5 Закона), в связи с чем учет животных уже проводится на территории Российской Федерации, в частности, маркирование и учет крупного рогатого скота осуществляется в 79 субъектах Российской Федерации, а в 41 субъекте Российской Федерации учет осуществляется в электронном виде. Законопроектом вносятся лишь технические правки в части замены термина "идентификация" на термин "маркирование", корреспондирующее изменение в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также устанавливается, что учет животных будет осуществляться путем представления во ФГИС информации о маркированных животных в соответствии с Порядком представления информации в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденным приказом Минсельхоза России от 30 июня 2017 г. N 318.
Технические правки вносятся в связи с тем, что идентификация означает "отождествление", соответственно этот процесс непрерывный и может осуществляться кем угодно (отождествление животного с информацией о нем). При этом маркирование представляет собой нанесение на тело животного, закрепление на теле животного или введение в тело животного визуальных или смешанных (сочетание визуального и электронного) средств маркирования и является обязанностью владельцев животных. Владельцы животных вправе самостоятельно выбрать тип средства маркирования из типов средств маркирования, предусмотренных ветеринарными правилами маркирования и учета животных, в зависимости от вида животного.
Принимая во внимание, что учет животных также осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно либо с привлечением сторонних коммерческих организаций, законопроектом предусматривается альтернатива в части определения круга лиц, осуществляющих такой учет.
Так, учет животных будет осуществляться безвозмездно следующими категориями лиц:
уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации;
аттестованными специалистами, не являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Случаи, при которых данные лица вправе осуществлять учет будут установлены Ветеринарными правилами маркирования и учета.
Принимая во внимание, что учет животных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями в настоящее время осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им на осуществление деятельности, выделение дополнительных финансовых средств на реализацию положений законопроекта не потребуется.
На сегодняшний день количество основных видов животных в соответствии со статистическими данными составляет:
N |
Вид животного |
Количество в сельскохозяйственных организациях |
В ЛПХ |
В КФХ |
Итого животных |
1. |
КРС (тыс. голов) |
8355,8 |
8016,0 |
2379,8 |
18 751,6 |
2. |
Свиньи (тыс. голов) |
18 389,0 |
3194,4 |
97,4 |
22 027,1 |
3. |
Овцы и козы (тыс. голов) |
4223,3 |
11 488,0 |
102,2 |
24 841,9 |
4. |
Лошади (тыс. голов) |
303,2 |
709,3 |
386,8 |
1381,3 |
5. |
Ослы (тыс. голов) |
0,1 |
8,4 |
0,2 |
8,7 |
6. |
Мулы и лошаки (тыс. голов) |
0,02 |
12,6 |
0,01 |
12,63 |
7. |
Верблюды (тыс. голов) |
5,3 |
0,8 |
0,6 |
6,7 |
8. |
Сев. олени (тыс. голов) |
1033,8 |
551,1 |
65,8 |
1650,7 |
9. |
Домашняя птица (тыс. голов) |
463 580,0 |
88 133,0 |
9568,0 |
561 281,0 |
10. |
Кролики (тыс. голов) |
526,0 |
3098,4 |
285,4 |
3909,8 |
11. |
Пушные звери (тыс. голов) |
2327,1 |
215,5 |
88,1 |
2630,7 |
12. |
Пчелосемьи (тыс.) |
81,4 |
3002,5 |
127,5 |
3211,5 |
13. |
Рыба (тыс. тонн) |
|
573,0 |
|
|
14. |
Иные водные животные (тыс. тонн) |
|
28,4 |
|
|
Ориентировочная стоимость средств маркирования:
пластмассовая бирка: 14-20 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению бирки составляет 50 - 70 рублей;
подкожный микрочип: 90 - 140 рублей за единицу. Стоимость услуги по установлению микрочипа составляет 50 - 100 рублей;
болюс: 150 - 200 рублей. Стоимость услуги по введению болюса составляет 100 - 150 рублей;
татуирование и таврение: стоимость услуги составляет 200 - 500 рублей;
кольцо: 5-10 рублей. Стоимость услуги по кольцеванию составляет 20 - 50 рублей;
ошейник: 150 - 250 рублей за единицу.
Указанная стоимость услуг по маркированию рассчитана для сторонних получателей услуги, маркирование животных в хозяйствах будет осуществляться сотрудниками указанных хозяйств.
При осуществлении маркирования с привлечением организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, порядок определения платы за оказание такой услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Ветеринарные правила маркирования и учета животных будут устанавливать порядок осуществления маркирования животных, типы и свойства используемых средств маркирования, порядок формирования и присвоения номеров средств маркирования, перечень сведений, необходимых для учета животных, и сроки их представления. Установление исчерпывающего перечня средств маркирования в законопроекте избыточно. Указанное также обусловлено постоянно развивающимися информационными технологиями, в связи с чем типы электронных средств могут быть усовершенствованы.
Порядок осуществления учета животных, перечень видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаи осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроки осуществления учета животных будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что положения законопроекта направлены на обеспечение прослеживаемости продукции животноводства в целях реализации принципа осуществления сквозного контроля "от поля до прилавка", первичным звеном которой является учет животных, учету не будут подлежать животные, не относящиеся к сельскохозяйственным животным и принадлежащие гражданам.
Законопроектом устанавливается, что учет животных осуществляется в сроки, установленные Правительством Российской Федерации, но не ранее 1 января 2022 г., при этом животные, маркированные до вступления в силу положений законопроекта, а также животные, маркированные за пределами Российской Федерации и ввезенные на территорию Российской Федерации, повторному маркированию не подлежат.
По результатам правоприменительной практики выявлено негативное влияние положений Закона в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" на эффективность осуществления переданных полномочий, что повлекло ухудшение эпизоотической ситуации на территории Российской Федерации.
В частности, изъятие у Минсельхоза России полномочий по согласованию структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, привело к реорганизации уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем присоединения их к иным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и потере их самостоятельности.
Так, в адрес Минсельхоза России поступили сообщения о негативном влиянии реорганизации уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на осуществление ими деятельности в области ветеринарии, в том числе переданных полномочий, в Забайкальском крае, Республике Хакасия, Республике Тыва, Магаданской области, Республике Саха (Якутия), Калининградской области, Псковской области. Отсутствие статуса самостоятельного органа исполнительной власти привело к ухудшению финансового, материально-технического и кадрового обеспечения Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и, как следствие, ослаблению обеспечения ветеринарной безопасности.
Уполномоченный в области ветеринарии орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, должен быть самостоятельным и обладать статусом юридического лица, что позволит оперативно и в полном объеме осуществлять переданные федеральные полномочия, а также возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации иные полномочия в области ветеринарии. В частности, уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, не должны осуществлять никаких других функций, кроме тех, которые закреплены Законом о ветеринарии и Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К таким функциям относятся: участие в реализации федеральных мероприятий в области ветеринарии на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидаций болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, не являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, занимающихся предпринимательской деятельностью в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них; установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев; установление порядка организации и осуществления органами Исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными.
Принимая во внимание, что уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения являются составной частью системы Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона), а руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере ветеринарии должен обладать соответствующим образованием и познаниями в сфере ветеринарии, законопроектом устанавливается необходимость согласования квалификационных требований к руководителям органов исполнительной власти в сфере ветеринарии с федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии.
Вышеуказанные изменения обеспечат контроль над эпизоотической ситуацией как в отдельных субъектах Российской Федерации, так и на территории всей страны, а также позволят укрепить ее продовольственную безопасность.
Кроме того, законопроектом регламентируется порядок определения зоосанитарного статуса объектов. Под объектами в данном случае будут пониматься земельные участки, здания, помещения, строения, сооружения, с использованием которых физические и юридические лица осуществляют деятельность по содержанию и разведению животных, убою животных, производству, переработке, хранению подконтрольных товаров.
Определение зоосанитарного статуса производится в зависимости от уровня зоосанитарной защиты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора, а также ветеринарными (ветеринарно-санитарными) службами федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности.
При этом законопроектом предусматривается, что отнесение объектов к незащищенным объектам, объектам низкого, среднего или высокого уровня зоосанитарной защиты осуществляется по заявлениям собственников указанных объектов исключительно на добровольной основе.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного ветеринарного надзора, при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Предполагаемая ответственность за нарушение обязательных требований предусматривается статьей 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует финансовых затрат из средств федерального бюджета, а также не приведет к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, а также не приведет к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" заинтересованными федеральными органами исполнительной власти будет осуществлена в пределах установленной предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений в области ветеринарии" (далее - законопроект)
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Сведения об исполнителях |
Краткое описание акта (цель, предмет и содержание правового регулирования) |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка . осуществления учета животных, перечня видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных" |
Статья 1 законопроекта |
1 сентября 2022 г. |
Минсельхоз России Россельхознадзор ФСИН России |
Утверждение Порядка осуществления учета животных, перечня видов животных, подлежащих индивидуальному или групповому маркированию и учету, случаев осуществления индивидуального или группового маркирования и учета животных, а также сроков осуществления учета животных |
2. |
Приказ Минсельхоза России "О признании утратившим силу приказа Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 "Об утверждении перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету" |
Статья 1 законопроекта |
31 декабря 2022 г. |
Минсельхоз России Россельхознадзор |
Признание утратившим силу приказа Минсельхоза России от 22 апреля 2016 г. N 161 "Об утверждении перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету" |
3. |
Приказ Минсельхоза России "Об утверждении ветеринарных правил определения зоосанитарного статуса объектов" |
Статья 1 законопроекта |
1 сентября 2022 г. |
Минсельхоз России Россельхознадзор ФСИН России |
Утверждение ветеринарных правил определения зоосанитарного статуса объектов - земельных участков, зданий, помещений, строений, сооружений, с использованием которых физические и юридические лица осуществляют деятельность по содержанию и разведению животных, убою животных, производству, переработке, хранению подконтрольных товаров, и признание утратившим силу приказа Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258 "Об утверждении Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства" |
4. |
Приказ Минсельхоза России "Об утверждении ветеринарных правил маркирования и учета животных" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
Минсельхоз России Россельхознадзор Минэкономразвития России МВД России ФСИН России ФСБ России ФСО России Минобороны России Росстат |
Утверждение ветеринарных правил маркирования и учета животных, устанавливающих порядок осуществления маркирования животных, типы и свойства используемых средств маркирования, порядок формирования и присвоения номеров средств маркирования, перечень сведений, необходимых для учета животных, представляемых владельцами животных лицам, осуществляющим учет животных, и сроки их представления, случаи осуществления учета животных федеральным органом исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственными ему территориальными органами, уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им организациями, а также аттестованными специалистами, не являющимися уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации |
5. |
Приказ Минсельхоза России "О внесении изменений в Порядок представления информации в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30 июня 2017 г. N 318" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
Минсельхоз России Россельхознадзор Минэкономразвития России МВД России ФСИН России ФСБ России ФСО России Минобороны России |
Внесение изменений в части дополнения положениями о представлении в Федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии информации о маркированном животном |
6. |
Приказ Минобороны России "Об утверждении Порядка маркирования и учета служебных животных в Министерстве обороны Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
Минобороны России |
Утверждение Порядка маркирования и учета служебных животных, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области обороны, в ведении которого находятся учреждения, организации, использующие служебных животных |
7. |
Приказ МВД России "Об утверждении Порядка маркирования и учета служебных животных в Министерстве внутренних дел Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
МВД России |
Утверждение Порядка маркирования и учета служебных животных, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, в ведении которого находятся учреждения, организации, использующие служебных животных |
8. |
Приказ ФСБ России "Об утверждении Порядка маркирования и учета служебных животных в Федеральной службе безопасности Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
ФСБ России |
Утверждение Порядка маркирования и учета служебных животных, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере безопасности государства, в ведении которого находятся учреждения, организации, использующие служебных животных |
9. |
Приказ ФСО России "Об утверждении Порядка маркирования и учета служебных животных в Федеральной службе охраны Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
ФСО России |
Утверждение Порядка маркирования и учета служебных животных, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, в ведении которого находятся учреждения, организации, использующие служебных животных |
10. |
Приказ ФСИН России "Об утверждении Порядка маркирования и учета служебных животных в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
ФСИН России |
Утверждение Порядка маркирования и учета служебных животных, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере исполнения наказаний, в ведении которого находятся учреждения, организации, использующие служебных животных |
11. |
Приказ Росгвардии "Об утверждении Порядка маркирования и учета служебных животных в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" |
Статья 1 законопроекта |
1 июня 2023 г. |
Росгвардия |
Утверждение Порядка маркирования и учета служебных животных, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в ведении которого находятся учреждения, организации, использующие служебных животных |
12. |
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила аттестации специалистов в области ветеринарии" |
Статья 1 законопроекта |
1 апреля 2023 г. |
Минсельхоз России Россельхознадзор |
Внесение изменений в части установления требований к аттестованным специалистам, которые будут осуществлять учет животных |
13. |
Приказ Минсельхоза России "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 3 мая 2017 г. N 212 "Об утверждении формы заявления об аттестации специалистов в области ветеринарии и порядка проведения проверки знаний специалистами в области ветеринарии актов, регламентирующих вопросы осуществления ветеринарной сертификации, и практических навыков оформления ветеринарных сопроводительных документов" |
Статья 1 законопроекта |
1 декабря 2023 г. |
Минсельхоз России Россельхознадзор |
Внесение изменений в части установления требований к аттестованным специалистам, которые будут осуществлять учет животных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.