Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 20317-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. N Пр-1816 (подпункт "з" пункта 2), от 14 апреля 2021 г. N Пр-594 (подпункт "а" пункта 2) в целях законодательного урегулирования порядка реализации, утилизации или уничтожения изъятой незаконно заготовленной древесины в качестве вещественных доказательств при производстве по уголовным делам.
Частью первой статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) установлено, что вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу.
При этом часть вторая статьи 82 УПК РФ определяет виды вещественных доказательств, в отношении которых установлены особые условия, позволяющие распорядиться вещественными доказательствами до вступления приговора в законную силу.
Проектируемые нормы законопроекта предусматривают дополнение части второй статьи 82 УПК РФ положениями, позволяющими передать на основании решения суда изъятую незаконно заготовленную древесину и (или) полученную из нее продукцию в виде необработанных лесоматериалов (далее - древесина) для реализации, утилизации или уничтожения. Предлагаемые изменения будут способствовать сокращению сроков хранения изъятой незаконно заготовленной древесины при уголовном деле, что позволит сократить расходы на ее хранение, сохранить ее потребительские свойства и реализовать по прямому назначению.
В соответствии с предлагаемыми изменениями порядок учета, перевозки, хранения, порядок и условия реализации, утилизации или уничтожения изъятой в качестве вещественных доказательств незаконно заготовленной древесины будет установлен Правительством Российской Федерации.
Хранение древесины в качестве вещественных доказательств требует наличия не только соответствующих площадей, обслуживание которых влечет финансовые затраты, но и обеспечения специальных условий хранения.
Заготовленная древесина, хранящаяся в том числе в штабелях на открытом воздухе на месте заготовки (незаконной заготовки), довольно часто поражается различными типами грибов, заселяется стволовыми вредителями, что несет угрозу для санитарного и фитосанитарного состояния расположенных вблизи здоровых насаждений. Пиломатериалы и другие сортименты, полученные из древесины, зараженной спорами дереворазрушающих грибов, несут признаки гнилей.
В древесине происходят изменения, способствующие ее порче (происходит снижение влажности древесины, образование трещин в торцах и вдоль ствола, отставание коры). В результате указанных процессов снижается качество древесины и изделий из нее и, как следствие, снижается их товарная стоимость.
Согласно данным МВД России, в 2019 году незаконно заготовленная древесина изымалась при производстве по уголовным делам на сумму свыше 80 млн. рублей. В соответствии со сведениями об уголовных делах, возбужденных таможенными органами Российской Федерации, в 2019 году было изъято древесины и изделий из нее стоимостью более 4 млрд. рублей.
В соответствии с информацией Рослесхоза по данным органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия, в том числе, по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), за 2018 - 2019 годы и I полугодие 2020 г. в правоохранительные органы направлено 25 669 материалов о незаконных рубках лесных насаждений в объеме 3 216,3 тыс. куб. метров.
Законопроектом предусмотрен особый порядок вступления его в силу. Указанное положение обусловлено необходимостью подготовки и издания постановления Правительства Российской Федерации об установлении порядка учета, перевозки, хранения и передачи, а также порядка и условий реализации, утилизации или уничтожения изъятой в качестве вещественных доказательств при производстве по уголовным делам незаконно заготовленной древесины.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" потребует издания постановления Правительства Российской Федерации об установлении порядка учета, перевозки, хранения и передачи, а также порядка и условий реализации, утилизации или уничтожения изъятой в качестве вещественных доказательств при производстве по уголовным делам незаконно заготовленной древесины.
Ответственный исполнитель - Минфин России совместно с заинтересованными государственными органами. Срок внесения в Правительство Российской Федерации - в течение 5 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.