Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 20319-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 7 сентября 2021 г. N ДГ-П52-12243.
Законопроект направлен на обеспечение эффективности применения мер государственной поддержки, предоставляемых организациям, реализующим инвестиционные проекты, в рамках заключенных соглашений о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК).
По итогам анализа правоприменительной практики законодательства в сфере защиты и поощрения капиталовложений, а также законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с реализацией региональных инвестиционных проектов, установлено, что для некоторых крупных инвестиционных проектов имеют более благоприятный экономический эффект меры государственной поддержки, предлагаемые в рамках региональных инвестиционных проектов (далее - РИП), одновременно с некоторыми мерами поддержки, предоставляемыми в рамках СЗПК.
Таким образом, в целях сохранения заинтересованности субъектов, реализующих инвестиционные проекты, связанные с добычей полезных ископаемых (руд цветных металлов (золота), включенных в реестр РИП и заключивших СЗПК, а также сохранения баланса интересов субъектов Российской Федерации в части поступления доходов в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации предлагается дополнить Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) положением, исключающим возможность возмещения затрат на инфраструктуру за счет налоговых платежей, сохранив при этом предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах преференции, направленные на стимулирование реализации РИП на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации и предусматривающие льготный налоговый режим, который позволит:
снизить налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, до 0% в течение 10 лет с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта;
применить при соответствующем решении субъекта Российской Федерации пониженную налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на уровне не выше 10% в течение 5 лет с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, и не ниже 10% в течение последующих 5 лет;
применять при расчете налога на добычу полезных ископаемых коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (Ктд), в значении от 0 до 0,8 в течение 10 лет;
для особо крупных проектов, поддержанных на федеральном уровне, продлить действие налоговых льгот в рамках реестрового РИП не менее чем до 2041 года.
При этом принятие указанных изменений положительным образом отразится в том числе на формировании доходов субъектов Российской Федерации ввиду того, что организации, реализующие инвестиционные проекты, не будут иметь возможности возмещения затрат на инфраструктуру за счет сформированных налоговых платежей, уплаченных в соответствующий бюджет субъекта Российской Федерации.
В целях сохранения единого подхода к определению критерия отнесения инвестиционного проекта, реализуемого в рамках механизма СЗПК, к категории особо крупных, положение законопроекта в части порогового значения капитальных вложений синхронизировано с частью 12 статьи 10 Закона N 69-ФЗ, которой установлен объем капитальных вложений в размере не менее 300 млрд. рублей.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, а также сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Законопроектом не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Учитывая, что проектируемое изменение в Закон N 69-ФЗ направлено на обеспечение эффективности применения мер государственной поддержки, предоставляемых организациям, реализующим инвестиционные проекты в рамках заключенных СЗГЖ, а также принимая во внимание высокую заинтересованность инвесторов в заключении СЗГЖ на новых условиях, предлагается установить, что законопроект вступает в силу со дня его официального опубликования в целях обеспечения скорейшего применения указанных изменений к заключаемым СЗГЖ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов (федеральные законы) в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - законопроект о внесении изменений в НК РФ).
Законопроект о внесении изменений в НК РФ необходим для продления действия налоговых льгот в рамках реестрового регионального инвестиционного проекта (далее - РИП) не менее чем до 2041 года, а также распространения "стабилизационной оговорки" на налоговые условия реестровых РИП в части применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого, в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых в отношении особо крупных проектов, поддержанных на федеральном уровне.
Обоснование необходимости подготовки: статья 15 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
Ответственный исполнитель: Минфин России.
Соисполнитель: Минэкономразвития России.
Срок подготовки: одновременно с законопроектом.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.