Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 21275-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время уголь является одним из главнейших экспортных грузов, поставляемых за рубеж Российской Федерации через морские порты, приносящий в бюджет государства высокий и стабильный доход. При этом наиболее важными и перспективными портами, задействованными на масштабную перевалку угля, стали дальневосточные порты, имеющие оптимальное транспортное плечо с активно развивающимися азиатско-тихоокеанскими странами.
Однако увеличение экспортных поставок угля приводит к наличию терминалов, на которых при осуществлении стивидорными компаниями погрузочно-разгрузочных работ по перевалке угля применяются устаревшие технологии, приводящие к распространению угольной пыли не только на территории и акватории портов, но и в окрестностях, где располагаются населенные пункты. Например, по информации Дальневосточной транспортной прокуратуры от 17 июня 2021 года N 7-186-2021, вопреки требованиям ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" акционерное общество "Порт Ванино" до настоящего времени не обеспечило использование наилучших доступных технологий при перевалке угля, в том числе оснащение грейферных ковшей дополнительными уплотнителями, применение пылеветрозащитных экранов.
К сожалению, действующие угольные терминалы не обеспечивают нормальные условия для безопасного проживания людей. В особенности это касается морских портов, расположенных в черте населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости от жилых кварталов.
Очевидно, что, если не принять ограничительные меры, производственные действия стивидорных компаний могут привести к серьезному ухудшению окружающей среды и нарушению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. И как следствие, сложившаяся ситуация будет способствовать волне массовых социальных протестов и увеличению миграции населения из регионов, где расположены морские терминалы по перевалке угля, в более благополучные субъекты Российской Федерации.
По результатам проверок исполнения стивидорными компаниями законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соответствующими органами вскрыты факты ненадлежащего выполнения мероприятий по минимизации негативного воздействия на атмосферный воздух при перевалке угля, невыполнения требований законодательства о государственной экологической экспертизе, нарушения правил охраны водных объектов от загрязнения.
В связи с этим участились случаи обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти с просьбами о побуждении стивидорных компаний оборудовать населенные пункты приборами автоматического контроля атмосферного воздуха. Следует отметить, что в настоящее время в федеральном законодательстве такие требования отсутствуют, что подтверждается сообщением Дальневосточной транспортной прокуратуры от 17 июня 2021 года N 7-186-2021.
На основании этого проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правовых основ по защите окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проживающего в близости от угольных терминалов. Законопроект предусматривает, что стивидорные компании, осуществляющие погрузочно-разгрузочные работы по перевалке угля в морских портах, обязаны оборудовать населенные пункты, расположенные в близости от мест их деятельности, комплексом технических средств, обеспечивающих автоматическое измерение и учет показателей выбросов загрязняющих веществ.
Законопроектом не предусматривается изменение объема полномочий и (или) компетенции федеральных органов исполнительной власти. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.