Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 20 октября 2021 г. N 6/2
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1256256-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (о временном ограничении процентной ставки в договорах банковского вклада) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1256256-7 "О внесении изменений в статьи 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Ставка LIBOR 1 является наиболее распространенным "индексным" показателем краткосрочных процентных ставок во всем мире. LIBOR рассчитывается Британской банковской ассоциацией, формируемая на основе процентных ставок нескольких банков, которые выбираются с учетом их репутации, уровня кредитного рейтинга и других факторов.
В настоящее время у Банка России есть право ввести на срок до одного года ограничение на максимальную величину процентной ставки, устанавливаемой банками в договорах вклада, заключаемых (пролонгируемых) в течение действия ограничения, которая должна быть не ниже 2/3 средней ставки по рынку и ставки LIBOR.
Обращаем внимание, что Управление по контролю за нормами финансового поведения Великобритании 2 подтвердило планы об отмене индикатора LIBOR.
В связи с чем, Банк России выпустил информационное письмо от 12 августа 2020 г. N ИН-015-52/121 "О переходе к новым иностранным эталонным процентным индикаторам", в котором указал о целесообразности перехода на альтернативные LIBOR индикаторы, начиная с 2022 г.
Рассматриваемый законопроект обеспечивает переход на новые "безрисковые индикаторы" в Российской Федерации, рассчитываемые Банком России из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в различных валютах.
Согласно пояснительной записке, "безрисковые индикаторы" будут рассчитываться Банком России в рублях, долларах США и евро ежемесячно, охватывая различные по срокам вклады (до востребования, срочные - от "до 30 дней" до "свыше 3 лет").
Комитет отмечает, что реализация проектируемых норм позволит национальным финансовым рынкам адаптироваться к реформе иностранных финансовых индикаторов, укрепит экономический суверенитет Российской Федерации.
Кроме введения нового индикатора, законопроект предусматривает, что расчет ограничиваемой процентной ставке будет осуществляться исходя из максимальной доходности по договору банковского вклада с учетом иной материальной выгоды и иных условий привлечения вклада кредитной организацией.
Комитет считает, что проектируемая норма позволит повысить объективность максимальной величины процентной ставки по вкладам и исключит отдельные недобросовестные практики кредитных организаций, повышающие привлекательность вклада за счет дополнительных материальных благ.
Законопроект также предусматривает замену термина "ставка рефинансирования Банка России" на термин "ключевая ставка Банка России".
Учитывая все вышеизложенное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в I чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 признанный во всем мире индикатор стоимости финансовых ресурсов
2информационное письмо Банка России от 12 августа 2020 г. N ИН-015-52/121 "О переходе к новым иностранным эталонным процентным индикаторам"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.