Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 1258305-7 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" внесен Правительством Российской Федерации
(утв. решением от 20 октября 2021 г. N 3/2.2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1258305-7 "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
В соответствии с частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий с 1 января 2012 года учитывается в размере 54% (т.н. "понижающий коэффициент 0,54") и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100 процентов его размера. При этом с учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающим 2%.
Таким образом, к 1 января 2022 года в случае ежегодного увеличения ровно на 2% размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, должен был составить 74%.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2020 года N 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" установлено, что размер указанного денежного довольствия с 1 января 2021 года составляет 73,68%.
Рассматриваемым законопроектом предлагается пролонгировать приостановление действия части второй статьи 43 Закона N 4468-I до 1 января 2023 года, а также установить с 1 января 2022 года размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии (т.н. "понижающий коэффициент"), - 74%.
Таким образом, предусмотренный законопроектом размер денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсии (т.н. "понижающий коэффициент"), относительно 2021 года увеличится на 0,32 процентных пункта, что позволит с 1 января 2022 года увеличить "реальный" размер пенсии на 0,4%.
При этом следует учитывать, что проектом федерального закона N 1258305-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" с 1 октября 2022 года предусматривается повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации на прогнозный уровень инфляции, - 4%, что, как следствие, в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 49 Закон N 4468-I повлечет с 1 октября 2022 года повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 4%.
Таким образом, с учетом установления размера денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии (т.н. "понижающего коэффициента"), - 74,0% и повышения денежного довольствия военнослужащих на 4%, "реальный" размер "военной" пенсии увеличится с 1 октября 2022 года на 4,4%.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
Учитывая изложенное, а также позицию комитетов-соисполнителей, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, Комитет Государственной Думы по обороне полагает возможным поддержать концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.В. Картаполов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.