Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 1260570-7 "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1260570-7 "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается:
установить новые размеры ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов;
с 2022 года новые ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов будут применяться с коэффициентом-дефлятором;
ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15% ставок сбора до 21 декабря 2025 года;
определить возможность применения плательщиком вычета по уплате сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов (не более 85% суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов).
Комитетом поддерживается концепция законопроекта, направленная на усовершенствование порядка взимания сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Законопроектом предлагается установить новые ставки сбора за пользованием водными биоресурсами.
Сбор за пользование объектами водных биоресурсов был установлен с 1 января 2004 г. после введения в действие главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено установление новых размеров ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов, за исключением морских млекопитающих, во внутренних водных объектах (реках, водохранилищах, озерах) и во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.
К определению новых значений ставок применен единый подход: за каждый объект водных биоресурсов ставка рассчитана на уровне 4,8% средней цены, устанавливаемой производителями при реализации продукции из данного вида водных биоресурсов.
Законопроектом предлагается установить минимальное значение ставок сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 150 рублей за тонну (сайра, мойва, сельдь беломорская, сайда, шпрот, килька, тарань, хамса, тюлька), за исключением водорослей, для которых установлено значение ставки сбора в размере 50 рублей за тонн. Для неценных и добываемых в большей степени для личного потребления видов рыб, обитающих в Балтийском и Каспийском рыбохозяйственных бассейнах (ряпушка, лещ, щука, налим, колюшка, плотва, ерш, снеток, чехонь, красноперка, густера, линь, окунь, карась) предлагается сохранить действующий размер ставки сбора за пользование указанными видами водных биологических ресурсов, составляющий 20 рублей за тонну.
Максимальное значение установлено за краб камчатский в размере 80 тыс. рублей (в действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации 35 тыс. руб.).
Согласно пояснительной записке данное соотношение значения ставки сбора за каждый объект водных биоресурсов и средней цены при определении значений ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов было установлено по аналогии со ставками по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении (за исключением попутного газа), предусмотренными подпунктом 4 пункта 2.1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях создания механизма индексации ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов законопроектом предлагается применять при их расчете коэффициент-дефлятор начиная с 2022 года, устанавливаемый в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации на соответствующий календарный год.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент-дефлятор устанавливается на каждый следующий календарный год и рассчитываетёся как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав Налогового кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.
В материалах к законопроекту не представлен расчет коэффициента-дефлятора для индексации ставок сбора за пользование объектами водных биоресурсов. В связи с чем не представляется возможным оценить конечную сумму, которую будут обязаны уплачивать пользователи водных биоресурсов, и спрогнозировать последствия предлагаемого изменения для отрасли.
Законопроектом предлагается сохранить "льготную" ставку сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций в размере 15% ставок сбора до 21 декабря 2025 года.
В соответствии с пунктом 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2004 г. N 452 "О Перечне градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применения пониженной ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов" утвержден перечень, в который входят 38 предприятий из 11 субъектов Российской Федерации.
По мнению Комитета, сохранение указанной льготы окажет благоприятный эффект на социально-экономическое развитие прибрежных субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрена отмена существующей на сегодняшний день 85%-ной льготы по уплате сбора за пользование объектами водных биоресурсов для рыболовецких колхозов и артелей.
Комитет не поддерживает указанное изменение с учетом следующего.
Рыболовецкие колхозы являются сельскохозяйственными товаропроизводителями и в отличие от других организационно-правовых форм собственности относятся к системе сельскохозяйственной кооперации. В целях стабилизации экономического положения сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" государство гарантирует государственную поддержку на создание и деятельность кооперативов, путем выделения им средств из федерального бюджета. Статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлены особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных, перерабатывающих и обслуживающих кооперативов.
Понимая и признавая социально-экономическую роль и значимость для регионов и страны в целом сельскохозяйственных кооперативов, государство создавало условия для их сохранения и развития.
Государственная поддержка сельскохозяйственных кооперативов, в том числе предоставления различных льгот, позволяет не только предотвратить резкое ухудшение финансового состояния, но дает направлять высвободившиеся средства на строительство, модернизацию и обновление флота, береговой переработки и материально-производственных фондов, а также создавать дополнительные рабочие места для населения, проживающего на этих территориях, улучшать его социальное благополучие. Как правило, рыболовецкие артели (колхозы) расположены на побережье Дальнего Востока, Крайнего Севера вдали от районных и областных центров, где традиционно занимаются исключительно морским промыслом. Рыболовецкие колхозы также занимаются и благоустройством территорий, выделяя денежные средства на содержания социально-культурных объектов, которыми пользуется местное население, включая работников колхозов.
В настоящее время насчитывается 50 рыболовецких колхозов и артелей, расположенных в прибрежных поселках. Создание благоприятных условий для указанной категории предприятий, относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, является принципиальной позицией, так как позволяет сохранить рабочие места, снизить отток населения в прибрежных поселках, удаленных от инфраструктуры и больших городов.
Учитывая изложенное, Комитет по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1260570-7 "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии доработки его ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.