Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 1202931-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (в части усиления контроля за принятием автономной некоммерческой организацией, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 18 октября 2021 г. N 2)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1202931-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
На сегодняшний день, в законодательстве содержится определение крупной сделки в отношении хозяйственных обществ, унитарных предприятий, некоммерческих организаций, таких как автономные и бюджетные учреждения.
Законопроектом предлагается ввести определение крупной сделки также и в отношении автономной некоммерческой организации и закрепить обязательные требования к согласованию на ее совершение.
Так, согласно законопроекту, крупной сделкой автономной некоммерческой организации признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономной некоммерческой организации, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами автономной некоммерческой организации не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Кроме того, законопроектом предлагается установить требование об обязательном предварительном согласии учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления при совершении крупной сделки автономной некоммерческой организацией, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Комитет полагает, что установление обязательного предварительного одобрения совершения автономной некоммерческой организацией крупной сделки позволит не допустить злоупотреблений и вывода активов из автономных некоммерческих организаций, в деятельности которых используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, по мнению Правового управления Аппарата Государственной Думы (далее - Правовое управление), отдельные положения проекта нуждаются в доработке, а именно абзац седьмой пункта 2 законопроекта предусматривает, что "если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и учредителями (учредителем) автономной некоммерческой организации принято решение о предварительном согласии на ее совершение, принятие решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в порядке, предусмотренном статьей 27 настоящего Федерального закона, не требуется", тогда как в пункте 3 статьи 27 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что в отношении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, предусмотрены требования об уведомлении органа управления некоммерческой организацией или органа надзора за ее деятельностью о заинтересованности до момента принятия решения о ее заключении и об одобрении ими такой сделки. В отношении же крупной сделки автономной некоммерческой организации законопроект устанавливает только требование о предварительном согласии учредителей (учредителя) или коллегиального высшего органа управления. Исключение проектируемыми нормами, как возможного уведомления, так и согласования такой сделки органом надзора за деятельностью автономной некоммерческой организацией, нуждается в дополнительном обосновании.
Кроме того, Правовое управление отмечает, что положение абзацев второго и шестого пункта 2 законопроекта не согласуются в части субъектного состава предварительного одобрения крупной сделки ("учредители (учредитель) или коллегиальный высший орган управления" или только "учредители (учредитель)").
Комитет отмечает, что замечания Правового управления, в том числе юридико-технического характера, могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1202931-7 "О внесении изменений Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.