Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 1202753-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (в части ответственности собственника имущества автономного учреждения по обязательствам автономного учреждения) внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 18 октября 2021 г. N 2)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1202753-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" (далее также - законопроект) и отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Частью 5 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" предусмотрено, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Вместе с тем, в пункте 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
В целях устранения существующих противоречий, законопроектом предлагается часть 5 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" изменить и обязать собственника имущества автономного учреждения нести субсидиарную ответственность по обязательствам автономного учреждения в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В настоящее время таким случаем, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, является причинение вреда гражданам.
Проектом федерального закона N 1048810-7 "О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", внесенным на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, предлагается дополнить перечень случаев привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения и внести соответствующие изменения в пункт 6 статьи 123 22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так, указанным проектом федерального закона предлагается обязать собственника имущества автономного учреждения нести субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, вытекающим из публичного договора, в случае ликвидации автономного учреждения при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.); в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории, а иные условия не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей; отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если тот внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком; при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора оно может быть понуждено к этому через суд; в предусмотренных законом случаях Правительство Российской Федерации, уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Также, Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения направлены на реализацию положений вышеуказанного проекта федерального закона N 1048810-7 "О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", который разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Фе6дерации от 12 мая 2020 года N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго".
Вместе с тем, необходимо отметить, что по мнению Правого управления Аппарата Государственной Думы законопроект не может быть принят ранее проекта федерального закона N 1048810-7 "О внесении изменений в статью 123.22 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Комитет разделяет мнение Правого управления Аппарата Государственной Думы и полагает, что законопроект может быть поддержан концептуально и принят Государственной Думой в первом чтении.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1202753-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях".
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.