Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 18 ноября 2021 г. N 3.5-03/1998
по проекту федерального закона N 1258306-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование бюджетного законодательства, а также создание правовых условий для формирования и последующего сбалансированного исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Федеральным законом к принципам бюджетной системы Российской Федерации отнесен принцип участия граждан в бюджетном процессе.
Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен положениями о том, что Совет Федерации и Государственная Дума принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части формирования налоговых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающие:
корректировку отдельных нормативов налоговых доходов, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых по ряду позиций, что обусловлено изменением условий налогообложения металлургической отрасли и угольной промышленности;
исключение из доходной базы региональных бюджетов акцизов на средние дистилляты, производимые на территории Российской Федерации, в связи с неравномерной динамикой налоговых поступлений, вызванной резкими колебаниями цены на нефть;
передачу на региональный уровень 4% доходов по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, производимую на территории Российской Федерации, в целях компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе установлена возможность использования Правительством Российской Федерации средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) в размере до 1% ВВП сверх объема, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете, в случае снижения цен на нефть ниже базового уровня. Данная норма была установлена на 2021 год.
Часть изменений касается вопросов управления ФНБ. Так, в целях повышения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации увеличен порог для возможности инвестирования ликвидной части ФНБ с 7% до 10%. При этом предусматривается возможность размещения средств ФНБ в том числе в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов в общем объеме финансирования за счет средств ФНБ до 2 500 млрд руб., включенных в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, утверждаемый Правительством Российской Федерации, после 1 октября 2021 года, а также самоокупаемых инфраструктурных проектов по решению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, средства ФНБ могут размещаться на субординированных депозитах в государственной корпорации ВЭБ.РФ на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
На период до 1 февраля 2025 года продляется норма о направлении доходов от управления средствами ФНБ на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета, которая в настоящее время предусмотрена до 1 февраля 2024 года.
В качестве постоянной нормы устанавливается уровень первичного структурного дефицита, используемый для расчета предельных расходов федерального бюджета в рамках "бюджетного правила". Расчетный объем расходов федерального бюджета при этом определяется не в фиксированном размере, а исходя из процентного соотношения к ВВП (0,5%).
Продлевается на 2024 год применение установленного на 2022 и 2023 годы для расчета базового объема Федерального дорожного фонда коэффициента в размере 0,36 с целью снижения рисков неполного использования выделенных средств федерального бюджета и с учетом уточнения нормативов зачисления в федеральный бюджет в 2022 - 2024 годах акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, являющихся источником формирования дорожных фондов.
В статье 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляются дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, но по согласованию с Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (далее - Комиссия), в том числе:
в случае перераспределения бюджетных ассигнований на увеличение резервного фонда Правительства Российской Федерации;
в случае перераспределения в пределах 10% бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации (между госпрограммами и (или) их структурными элементами, а также между текущим финансовым годом и плановым периодом);
в случае перераспределения между текущим финансовым годом и плановым периодом бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, а также на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации.
Кроме того, устанавливается возможность без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете увеличения на основании решений Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации сумм, предусмотренных на реализацию (приобретение) драгоценных металлов и драгоценных камней в целях оперативного пополнения и расходования ценностей Госфонда России при чрезвычайных ситуациях.
Также в Бюджетном кодексе Российской Федерации определен порядок рассмотрения Комиссией предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета. При этом увеличено количество представителей в Комиссии от Государственной Думы и от Совета Федерации с 7 до 9 человек.
В период по 2024 год включительно Комиссией будут рассматриваться предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований между национальными проектами (программами) и (или) входящими в их состав федеральными проектами и (или) результатами их реализации или увеличения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ).
В рамках дополнительных мер по деофшоризации российской экономики Федеральным законом расширяется круг лиц, в отношении которых будет действовать запрет на предоставление государственной поддержки в виде субсидий и бюджетных инвестиций, в том числе в связи с утверждением Минфином России перечня государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации, а также за счет сокращения с 50% до 25% доли прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в уставном (складочном) капитале российских юридических лиц. Указанная норма вступает в силу с 2023 года.
Установлены случаи, когда Федеральным казначейством и Счетной палатой Российской Федерации могут не проводиться проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты.
Кроме того, устанавливаются дополнительные основания и порядок использования образовавшихся на начало текущего финансового года остатков средств федерального бюджета, в том числе остатков средств от приносящей доход деятельности федеральных казенных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации, а также остатков средств региональных и местных бюджетов.
Уточняются нормы, регулирующие вопросы составления, представления и проверки отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Также уточняются требования к содержанию нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в части положений о проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию и органами) государственного (муниципального) финансового контроля условий предоставления субсидий, в том числе достижения результатов ее предоставления.
На 2022 год продляется возможность установления нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации особенностей предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Также в 2022 году сохраняется норма, позволяющая не признавать невыполненным установленное на 2021 год государственное (муниципальное) задание в случае недостижения его показателей по причине приостановления (ограничения) деятельности учреждений, связанным с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
В части регулирования межбюджетных отношений Федеральным законом в Бюджетном кодексе Российской Федерации закрепляется возможность использования в очередном финансовом году на те же цели остатков межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам государственных внебюджетных фондов, образовавшихся по итогам отчетного финансового года, что обусловлено непрерывным характером обеспечения обязательств Российской Федерации, выполняемых государственными внебюджетными фондами в рамках переданных полномочий.
Кроме того, уточняется норма о направлениях использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате уменьшения объема погашения его задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Так, они подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. При этом устанавливается возможность превышения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации установленного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения, а также возможность превышения объема государственного долга субъекта Российской Федерации верхнего предела государственного долга субъекта Российской Федерации на сумму бюджетных ассигнований, направленных субъектом Российской Федерации на указанные цели.
В 2022 году средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате уменьшения объема погашения его задолженности перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, направляются на указанные цели, а также на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции (как и в 2021 году).
Также, согласно Федеральному закону, объем государственного долга субъекта Российской Федерации может превысить верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации на сумму бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации, к иным межбюджетным трансфертам из федерального бюджета отнесены трансферты на возмещение расходов органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях материального обеспечения деятельности сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и их помощников в субъектах Российской Федерации. Правила предоставления и распределения указанных межбюджетных трансфертов, а также их распределение устанавливаются соответственно актами Совета Федерации и Государственной Думы. Распределение указанных трансфертов осуществляется на основании заявок, представляемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или документов, подтверждающих фактическое осуществление расходов на указанные цели.
Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен положением об установлении минимального уровня общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции.
В целях обеспечения возможности оперативного управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения долговой устойчивости региональных и местных бюджетов предусматривается сохранение на 2022 год нормы о возможности размещения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) при отсутствии у него кредитного рейтинга не ниже устанавливаемого Правительством Российской Федерации уровня государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) с доходностью не выше ключевой ставки Банка России, увеличенной на 1 процентный пункт.
Правительству Российской Федерации дано право без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в 2022 году вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также утверждать в срок до 1 апреля 2022 года распределение объемов указанных межбюджетных трансфертов в пределах объема зарезервированных на их реализацию средств.
На 2022 год продляется также ряд норм, устанавливающих особенности исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в частности, обусловленных необходимостью финансирования мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
В этой связи комитет полагает необходимым рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации поработать вопрос о целесообразности введения на постоянной основе положений, носящих временный характер и устанавливающих особенности исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определив возможные случаи их применения.
Кроме того, Федеральный закон определяет особенности формирования бюджета федеральной территории "Сириус". Так, в частности, устанавливается, что проект бюджета федеральной территории "Сириус" на 2022 год вносится на рассмотрение представительного органа федеральной территории "Сириус" не позднее 1 декабря 2021 года.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.