Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 18 ноября 2021 г. N 3.5-04/2003
по проекту федерального закона N 1162885-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятый Государственной Думой 17 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко и сенаторами Российской Федерации НА. Журавлевым, И.Ю. Святенко, И.В. Рукавишниковой в целях реализации задачи, поставленной национальной программой "Цифровая экономика Российской Федерации" и Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. Кроме того, принятие Федерального закона обусловлено реализацией Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 122-ФЗ "О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой", предусматривающего использование отдельными работодателями и работниками в электронном виде без дублирования на бумажном носителе документов, связанных с работой, в отношении которых трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрено их оформление на бумажном носителе и (или) ознакомление с ними работника в письменной форме, в том числе под роспись.
Федеральным законом глава 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) "Трудовые отношения, стороны трудовых отношений, основания возникновения трудовых отношений" дополняется статьями 22.1-22.3, предусматривающими закрепление понятия электронного документооборота в сфере трудовых отношений (далее - электронный документооборот), порядка ведения электронного документооборота и приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот, а также взаимодействие работодателя и работника посредством электронного документооборота.
Так, под электронным документооборотом понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде, без дублирования на бумажном носителе (далее - электронные документы), за исключением случаев, предусмотренных статьями 22.1-22.3 ТК РФ.
При этом электронный документооборот не применяется в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Осуществление электронного документооборота предусмотрено с учетом требований законодательства Российской Федерации посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - цифровая платформа "Работа в России") либо информационной системы работодателя. Доступ к цифровой платформе "Работа в России" предусмотрен в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". На функционирование цифровой платформы "Работа в России" в части использования электронных документов из федерального бюджета в 2022 - 2023 годах предусмотрено 350,4 млн рублей и 252 млн рублей соответственно в составе бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Расходы на создание и эксплуатацию информационной системы работодателя осуществляются за счет его средств. Работником или лицом, поступающим на работу, также применяются названные информационные системы при создании, подписании и представлении работодателю документов, а также в случаях получения от работодателя электронных документов и ознакомления с ними.
Установление порядка взаимодействия указанных информационных систем с единым порталом государственных и муниципальных услуг, порядка предоставления работнику электронных документов, созданных с использованием цифровой платформы "Работа в России", а также порядка доступа работника к электронным документам через единый портал государственных и муниципальных услуг отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
Отмечается, что при создании электронных документов применяются единые требования к их составу и форматам, устанавливаемым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Решение о введении работодателем электронного документооборота осуществляется на основании локального нормативного акта и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (далее - профсоюз) в соответствии с ТК РФ. При этом работник подлежит уведомлению работодателем о переходе на взаимодействие с ним посредством электронного документооборота и о праве согласиться на указанное взаимодействие. Однако отказ работника от указанного взаимодействия не исключает его право на согласие в последующем. При этом в обязанность работодателя вменено предоставление работникам, отказавшимся от взаимодействия посредством электронного документооборота, документов, связанных с их работой, на бумажном носителе, заверенных надлежащим образом. В локальном нормативном акте подлежат отражению сведения о применяемой при осуществлении электронного документооборота информационной системе, порядок доступа к ней, сведения о сроке уведомления работника о переходе работодателем на взаимодействие посредством электронного документооборота, а также перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется документооборот. Комитет считает, что, несмотря на необходимость учитывать мнение профсоюза при определении перечня электронных документов и категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот, отнесение к полномочиям работодателя функций по их определению локальным нормативным актом может повлечь нарушение прав работников. Кроме того, Федеральным законом предусматривается исключение из электронного документооборота ряда важных документов, что не в полном объеме соответствует общей концепции перехода на электронный документооборот в сфере трудовых отношений.
В связи с этим комитет полагает целесообразным в дальнейшем внести изменения в законодательство Российской Федерации с целью установить нормативным актом Правительства Российской Федерации минимальный перечень социально значимых документов, в отношении которых в обязательном порядке будет предусмотрено ведение электронного документооборота в сфере трудовых отношений.
Утверждение порядка осуществления электронного документооборота осуществляется работодателем с учетом мнения профсоюза и в соответствии с положениями Федерального закона. Кроме того, работодатель наделен правом принятия решения о распространении на взаимодействие с дистанционными работниками правил осуществления электронного документооборота в соответствии с Федеральным законом.
При взаимодействии посредством электронного документооборота Федеральным законом установлены условия и основания использования электронной подписи. При этом работодатель несет расходы на получение работником электронной подписи (в случае ее отсутствия) и ее использование.
Кроме того, установлено, что отсутствие электронной подписи у работника или лица, принимаемого на работу, не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения работника.
В зависимости от видов документов, связанных с работой, при осуществлении электронного документооборота посредством информационной системы работодателя предусмотрено использование работником:
- простой электронной подписи в случае, если соглашением сторон трудового договора установлены правила определения подписывающего электронный документ лица и требования к соблюдению конфиденциальности ключа такой подписи,
- усиленной квалифицированной электронной подписи,
- усиленной неквалифицированной электронной подписи, порядок проверки которой устанавливается соглашением сторон трудового договора,
- усиленной неквалифицированной электронной подписи, выданной с использованием инфраструктуры электронного правительства.
При осуществлении электронного документооборота посредством цифровой платформы "Работа в России" предусмотрено использование работником:
- простой электронной подписи, полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме,
- усиленной квалифицированной электронной подписи,
- усиленной неквалифицированной электронной подписи, выданной с использованием инфраструктуры электронного правительства.
Также Федеральным законом при осуществлении электронного документооборота регламентированы порядок и сроки выдачи работодателем надлежащим образом заверенных копий документов, связанных с работой, при направлении работником заявления об их выдаче.
При возникновении обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных Федеральным законом, работодатель и работник, не осуществляющие взаимодействие посредством электронного документооборота, вправе в соответствии с локальным нормативным актом временно обмениваться документами, в том числе связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа с последующим предоставлением соответствующих документов на бумажном носителе. Обеспечение сохранности электронных документов при осуществлении электронного документооборота является обязанностью работодателя.
Согласно Федеральному закону в отношении лиц, принимаемых на работу после 31 декабря 2021 года, и при отсутствии у них трудового стажа по состоянию на 31 декабря 2021 год их согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота не требуется. По мнению комитета, применение указанных условий в отношении лиц, не имеющих стажа работы, может вызвать риски, связанные с ограничением их прав при трудоустройстве.
Учитывая вероятность возникновения возможных рисков при реализации Федерального закона, комитет считает целесообразным осуществлять мониторинг и анализ правоприменительной практики реализации положений Федерального закона и, в случае необходимости, подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования электронного документооборота в целях исключения возможных нарушений в сфере трудовых правоотношений.
С учетом изложенного комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.