Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 18 ноября 2021 г. N 3.8-03/5339
по проекту федерального закона N 1162885-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 ноября 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, А.К. Исаевым, М.В. Тарасенко, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, И.Ю. Святенко, И.В. Рукавишниковой 29 апреля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части регулирования электронного документооборота в сфере трудовых отношений)", 16 июня 2021 года принят в первом чтении, 16 ноября 2021 года - во втором чтении и 17 ноября 2021 года - в третьем чтении.
В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению группой депутатов Государственной Думы и сенатором Российской Федерации И.Ю. Святенко в Государственную Думу направлялись 9 поправок, которые были приняты. Также направлялись 4 поправки сенатора Российской Федерации Ю.И. Важенина (в период исполнения им полномочий), одна из которых принята.
Проект Федерального закона был разработан по итогам проведения эксперимента по использованию электронных документов в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 122-ФЗ "О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой".
Федеральным законом вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части установления особенностей ведения электронного документооборота в сфере трудовых правоотношений (далее - электронный документооборот).
Федеральным законом глава 2 ТК РФ дополняется новыми статьями 22.1 - 22.3, определяющими общие принципы и правила ведения электронного документооборота, особенности приема на работу к работодателю, использующему электронный документооборот, а также порядок взаимодействия работодателя и работника посредством электронного документооборота, в том числе порядок использования различных видов электронных подписей.
Под электронным документооборотом понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде, без дублирования на бумажном носителе (далее - электронные документы), за исключением отдельных случаев, установленных ТК РФ.
Согласно Федеральному закону положения вводимых статей ТК РФ не будут применяться в отношении трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников, акта о несчастном случае на производстве по установленной форме, приказа (распоряжения) об увольнении работника, документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Согласно Федеральному закону электронный документооборот может осуществляться работодателем посредством следующих информационных систем:
- Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" (далее - цифровая платформа "Работа в России") в порядке, определяемом в соответствии с законодательством о занятости населения в Российской Федерации;
- информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание электронного документа в соответствии с требованиями ТК РФ, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений (далее - информационная система работодателя).
При этом устанавливается общий порядок и особенности ведения электронного документооборота с помощью вышеуказанных информационных систем. Порядок предоставления работнику электронных документов, созданных с использованием цифровой платформы "Работа в России", и порядок его доступа к ним посредством единого портала государственных и муниципальных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону при создании электронных документов будут применяться единые требования к их составу и форматам, устанавливаемые Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральным архивным агентством.
Расходы на создание и (или) эксплуатацию информационной системы работодателя, создание, использование и хранение электронных документов, а также на получение работником электронной подписи (в случае ее отсутствия) и ее использование возлагаются на работодателя.
В соответствии с Федеральным законом электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который будет приниматься им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК РФ. При этом устанавливаются положения, которые должны быть включены в указанный локальный нормативный акт. Порядок осуществления электронного документооборота будет утверждаться работодателем также с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Согласно Федеральному закону работодатель должен уведомить каждого работника в срок, установленный локальным нормативным актом, о переходе на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота и о праве работника дать согласие на указанное взаимодействие.
Переход на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота будет осуществляться с письменного согласия работника. Отсутствие согласия работника на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота признается отказом работника от такого взаимодействия. При этом за работником сохраняется право дать указанное согласие в последующем.
Необходимо отметить, что работодатель будет обязан проинформировать об осуществлении электронного документооборота лиц, принимаемых на работу. Те лица, которые по состоянию на 31 декабря 2021 года имеют трудовой стаж, либо приняли решение о введении электронного документооборота, вправе будут дать согласие на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота.
Отсутствие согласия работника или лица, принимаемого на работу, на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота либо отсутствие у работника или лица, принимаемого на работу, электронной подписи не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения работника, за исключением отдельных случаев, установленных ТК РФ.
Федеральным законом на работодателя возлагается обязанность безвозмездно предоставлять работникам, которые не дали согласия на взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, документы, связанные с их работой у данного работодателя, на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.
Работник или лицо, поступающее на работу, осуществляющие взаимодействие с работодателем посредством электронного документооборота, будут вправе направлять в адрес работодателя заявления, уведомления и сообщения, которые предусмотрены трудовым законодательством и в отношении которых осуществляется электронный документооборот, посредством соответствующих информационных систем.
Необходимо отметить, что в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работодатель и работник, не осуществляющие взаимодействие посредством электронного документооборота, будут вправе в соответствии с локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ТК РФ, временно обмениваться документами, в том числе документами, связанными с работой, в форме электронного документа или электронного образа документа (документа на бумажном носителе, преобразованного в электронную форму путем сканирования или фотографирования с сохранением его реквизитов) с последующим представлением соответствующих документов на бумажном носителе.
Федеральным законом вносятся также уточняющие изменения в статью 68 ТК РФ, согласно которым изменяется порядок оформления приема на работу. Так, прием на работу будет оформляться трудовым договором, при этом работодатель будет иметь право издать на основании заключенного трудового договора приказ (распоряжение) о приеме на работу.
Вносимые изменения в статью 312.1 ТК РФ предоставляют работодателю право принять решение о распространении на взаимодействие с дистанционными работниками правил осуществления электронного документооборота.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его положений.
Положения Федерального закона, касающиеся взаимодействия цифровой платформы "Работа в России" и информационной системы работодателя, с Единым порталом государственных и муниципальных услуг будут применяться с 1 сентября 2022 года.
Кроме того, положения Федерального закона будут применяться к правам и обязанностям работодателей, участвовавших в эксперименте по использованию электронных документов, и их работников, которые возникли, начиная с 16 ноября 2021 года. При этом работодатели - участники эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, принявшие решение о продолжении ведения электронного документооборота после окончания эксперимента, обязаны осуществить мероприятия, направленные на введение электронного документооборота в соответствии с требованиями ТК РФ, - до 1 июля 2022 года.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон, но обращает внимание на следующие риски при его реализации.
Несмотря на необходимость учитывать мнение профсоюза при определении перечня электронных документов и категорий работников, в отношении которых осуществляется электронный документооборот, во избежание нарушения прав работников Комитет полагает целесообразным в дальнейшем внести изменения в законодательство с целью установить нормативным актом Правительства Российской Федерации минимальный перечень социально значимых документов, в отношении которых в обязательном порядке будет предусмотрено ведение электронного документооборота.
Кроме того, по мнению Комитета, вводимое новое положение об отсутствии необходимости получения согласия на взаимодействие посредством электронного документооборота у лиц, принимаемых на работу после 31 декабря 2021 года, и не имеющих при этом трудового стажа по состоянию на 31 декабря 2021 года, может вызвать риски, связанные с ограничением их трудовых прав.
Таким образом, принятие Федерального закона потребует проведения мониторинга реализации его положений, а также в случае необходимости подготовки предложений по дальнейшему совершенствованию правового регулирования электронного документооборота.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.