Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1237255-7 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части упрощения порядка документального подтверждения ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект направлен на упрощение порядка документального подтверждения ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов в соответствии Планом мероприятий ("дорожной картой") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Экспорт товаров и услуг", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 2662-р (пункт 15 раздела V "Мероприятия, направленные на упрощение налогового и валютного регулирования для целей экспорта товаров и услуг").
В частности, законопроектом предлагается исключить требование о наличии отметок таможенных органов на поручении на отгрузку товаров в целях его представления в налоговые органы для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при оказании услуг:
по международной перевозке товаров, вывозимых с территории Российской Федерации морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания (подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации (подпункт 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ);
по перевозке (транспортировке) товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта), организациями внутреннего водного транспорта в пределах территории Российской Федерации из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта (подпункт 2.8 пункта 1 статьи 164 НК РФ);
по перевозке (транспортировке) товаров морскими судами из пункта отправления на территории Российской Федерации до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на территории Российской Федерации на морские суда в целях дальнейшего вывоза указанных товаров из Российской Федерации (подпункт 2.8-1 пункта 1 статьи 164 НК РФ);
по ледокольной проводке морских судов (подпункт 2.13 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
Одновременно в связи с отменой требования о наличии отметок таможенных органов на поручении на отгрузку товаров 180-дневный срок представления в налоговые органы налогоплательщиками, оказывающими указанные услуги, документов в целях подтверждения права на применение ими налоговой ставки 0 процентов законопроектом предлагается исчислять со дня оформления такого документа.
В целях обеспечения контроля налоговых органов за правомерностью применения указанными налогоплательщиками нулевой ставки НДС законопроектом предлагается норма об использовании системы межведомственного взаимодействия в целях получения налоговыми органами в режиме запроса от ФТС России информации (сведений) о факте разрешения на погрузку товаров или вывоза товаров морским или речным судном, судном смешанного (река-море) плавания за пределы Евразийского экономического союза.
Вступление в силу предусматриваемых законопроектом изменений предлагается с 1 января 2023 года.
Предлагаемые законопроектом изменения не противоречат таможенному законодательству, в соответствии с которым представление в таможенный орган поручения на отгрузку экспортируемых товаров производится по желанию заинтересованного лица в числе других документов для проведения их проверки таможенными органами в целях получения разрешения на погрузку товаров на суда, убывающие с таможенной территории.
Принятие указанных изменений снимет нагрузку на таможенные органы в части необходимости подтверждения ими факта вывоза товара по заявлению заинтересованного лица путем проставления соответствующей отметки на представленном им экземпляре (копии) поручения на отгрузку, а также снизит административные расходы налогоплательщиков, связанные с необходимостью получения указанного документа с отметкой таможенного органа и представления его в налоговый орган.
Поддерживая концепцию законопроекта, направленную на упрощение порядка подтверждения правомерности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС, при его подготовке ко второму чтению Комитетом предлагается рассмотреть следующие вопросы:
о конкретизации документов, с даты оформления которых будет исчисляться 180-дневный срок для представления документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ, при оказании услуг по международной перевозке товаров (в том числе морскими, речными судами и судами смешанного (река-море) плавания);
об установлении нормы, определяющей порядок применения предлагаемых законопроектом норм (будут ли они применяться в отношении товаров, отгруженных начиная с 01.01.2023, либо в отношении услуг, оказанных начиная с указанной даты, либо в отношении документов, оформленных с указанной даты, и т.д.);
об уточнении наименований федеральных органов исполнительной власти, упоминаемых в законопроекте;
об уточнении перечня видов услуг, облагаемых нулевой ставкой НДС, в отношении которых планируется осуществление обмена информацией между ФТС России и ФНС России в целях осуществления контроля за правомерностью применения нулевой ставки НДС, в том числе о распространении указанной системы обмена информацией на услуги, оказываемые в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.
Одновременно обращается внимание на необходимость анализа нормативных правовых актов ФТС России, определяющих порядок действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), а также порядок действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза этими судами, на предмет необходимости внесения в них изменений в связи принятием предлагаемых законопроектом изменений.
У Счетной палаты Российской Федерации замечания и предложения к законопроекту отсутствуют.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1237255-7 "О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.