Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1145526-7 "О признании утратившим силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" и о внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части снижения нормативного пенсионного возраста и запрета на его повышение до 1 января 2035 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, И.А. Ананских, О.А. Ниловым, В.К. Гартунгом, Ф.С. Тумусовым и другими, а также сенатором Российской Федерации О.Н. Епифановой и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ), а также изложить часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) в новой редакции, предусматривающей возвращение с 1 июля 2021 года права на назначение страховой пенсии по старости мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, а также установление на период до 1 января 2035 года моратория на повышение возраста для назначения страховой пенсии по старости.
Следует отметить, что вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом N 350-ФЗ были внесены изменения не только в Федеральный закон N 400-ФЗ, но и еще в восемь законодательных актов. Соответственно им было урегулировано не только поэтапное повышение нормативного пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости, но и повышение возраста выхода на пенсию для имеющих право на льготное пенсионное обеспечение отдельных категорий лиц, предоставление дополнительных пенсионных льгот для многодетных матерей, увеличение возраста, дающего право на социальную пенсию, совершенствование условий и сроков выплаты пособия по безработице, увеличение минимального и максимального размеров пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста, а также установление комплекса мер, направленных на смягчение перехода к новым правовым условиям.
В соответствии с правилами юридической техники признание утратившим силу федерального закона, предусматривающего внесение изменений в отдельные законодательные акты, не влечет за собой автоматически утрату силы содержащихся в данных актах норм и восстановления норм, действовавших ранее.
Поскольку основания возникновения и реализации права граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом N 400-ФЗ, а на пенсии по государственному пенсионному обеспечению - соответственно Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предлагаемое законопроектом регулирование не затронет изменений, внесенных в указанные федеральные законы в части поэтапного повышения возраста для назначения досрочных пенсий отдельным категориям граждан и социальных пенсий.
Также необходимо отметить, что Федеральный закон N 350-ФЗ содержит ряд норм самостоятельного действия, которые также утратят силу в случае реализации законодательной инициативы. Например, указанным Федеральным законом установлены размеры индексации страховых пенсий выше уровня инфляции на период 2019 - 2024 годов. При этом рост страховых пенсий повышенными темпами должен быть обеспечен, в том числе, путем направления на эти цели полученной экономии средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, возникшей в связи с более поздним выходом граждан на страховую пенсию.
Также обращаем внимание, что предложенный законопроектом подход не учитывает изменений, внесенных с 1 января 2019 года в связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста в законодательство Российской Федерации, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающих установление отдельных видов пенсионных, социальных, трудовых, налоговых и иных льгот.
Также отмечаем, что в материалах к проекту федерального закона отсутствуют какие-либо данные, обосновывающие установление именно предлагаемого периода действия моратория на повышение пенсионного возраста, а также правоприменительная практика неэффективности действующих правовых норм.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержится ряд существенных замечаний о наличии в законопроекте внутренних правовых противоречий и пробелов правового регулирования. Так, например, законопроектом не определен механизм назначения и перерасчета пенсий лицам, которым назначена страховая пенсия по старости в период с 1 января 2019 года до вступления в силу рассматриваемого проекта федерального закона.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект и выражает мнение, что увеличение пенсионного возраста в дальнейшем позволит создать устойчивую финансовую основу для систематической индексации пенсии в размерах, опережающих инфляцию, и обеспечить повышение уровня пенсионного обеспечения граждан с учетом адаптации пенсионной системы к складывающимся неблагоприятным демографическим условиям.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, рассмотрение вопроса о необходимости отмены повышения пенсионного возраста, как результата пенсионной реформы, начатой в 2019 году, преждевременно. Такое решение должно основываться на итогах ее практической реализации, которые учитывая долгосрочный характер пенсионной реформы, в настоящее время подведены быть не могут. Также Счетная палата Российской Федерации отмечает, что реализация предлагаемых изменений потребует выделения дополнительных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, при этом законопроект не содержит положений определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект и в своем заключении отмечает, что необходимость внесения в пенсионное законодательство предлагаемых изменений не подтверждается статистическими данными, полученными в ходе правоприменения, и анализом действующих правовых норм, обосновывающим их неэффективность.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.