Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1118515-7 "О признании утратившей силу части 3 статьи 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1118515-7 "О признании утратившей силу части 3 статьи 28.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым и другими, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), признав утратившей силу норму, устанавливающую право инвалида на выбор наиболее выгодного основания для предоставления ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в том случае, если он одновременно имеет право на ее получение по разным основаниям.
Действующей редакцией части 3 статьи 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что если гражданин одновременно имеет право на ЕДВ по указанному Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту (например, как ветеран труда) независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ЕДВ в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации N 1244-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
При этом, вопросы социальной поддержки ветеранов труда с 1 января 2005 года Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации, и являются их расходными обязательствами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют меры социальной поддержки, а также объем и порядок их предоставления данной категории граждан на основании законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. При этом, как правило, в законодательных актах субъектов Российской Федерации определяется и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, когда они имеют право на меры социальной поддержки по одному или нескольким основаниям.
Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 295-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О, от 23 июня 2016 года N 1353-О, от 30 января 2020 года N 189-О и др.).
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, положение части 3 статьи 28.1 Федерального закона N 181-ФЗ ущемляет право инвалидов на достаточный жизненный уровень и является дискриминационным, поскольку предусматривает получение ими ЕДВ в отличие от граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, только по одному основанию по их выбору.
Действительно, Закон Российской Федерации N 1244-1 не предусматривает необходимость выбора оснований предоставления ЕДВ при наличии у гражданина, подвергшегося воздействию радиации, права на получение указанной выплаты по основанию, предусмотренному данным Законом, и какому-либо иному основанию, не связанному с воздействием радиации.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации ранее указывал, что данная мера социальной поддержки, введенная с 1 января 2005 года, по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для указанной категории граждан, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, на предоставление им реальной возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее представлявшейся им социальной защиты в натуральной форме (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июня 2006 года N 273-О и от 1 марта 2007 года N 26-О).
При этом, исходя из особой правовой природы ЕДВ как меры социальной поддержки, а также учитывая специфику правового статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации, федеральный законодатель установил такое правовое регулирование, которое в порядке исключения из общего правила предполагает возможность предоставления указанным лицам ЕДВ по двум основаниям, одно из которых связано с радиационным воздействием, и тем самым преследовал цель обеспечить им равные условия для реализации права на ЕДВ по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 695-О).
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует дополнительных финансовых расходов средств бюджетов субъектов Российской Федерации и может привести к дополнительным расходам федерального бюджета, которые должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживают.
По результатам рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв от органов государственной власти одного субъекта Российской Федерации, отрицательные отзывы - от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации, органы государственной власти одного субъекта Российской Федерации воздержались от высказывания однозначной позиции по законопроекту, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.