Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 15 февраля 2021 года (протокол N 303 пункт 82) рассмотрел в части своей компетенции проект федерального закона N 1101626-7 "О мерах социальной поддержки жителей Дальневосточного федерального округа" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы Ф.С. Тумусовым, Ю.Г. Волковым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить дополнительные меры социальной поддержки жителей Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) путем предоставления из средств федерального бюджета единовременных выплат (далее - дальневосточный капитал) и иных льгот, а также оформления карты дальневосточника. При этом дальневосточный капитал может быть направлен на открытие собственного дела, оплату расходов на жилье, образование, лечение.
Законопроект направлен на улучшение качества жизни граждан Российской Федерации родившихся и (или) проживающих на территории ДФО.
В настоящее время в ДФО входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. При этом территории и некоторые районы указанных субъектов Российской Федерации отнесены к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Комитет отмечает, что меры социальной защиты в виде ряда льгот и компенсаций для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 законопроекта, каждый житель ДФО вправе оформить карту дальневосточника, которая предоставляет ему те или иные льготы в зависимости от категории держателя карты: ребенок, студент, работающий, пенсионер.
Комитет обращает внимание, что в настоящее время Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики в целях адресного предоставления мер государственной поддержки ведет работу по созданию социальной "карты дальневосточника" в электронном виде. В частности в данной социальной карте предлагается консолидировать предоставление всех государственных услуг жителям Дальнего Востока: льготы, финансовую поддержку, транспорт, социальное обеспечение, покупки, социальные услуги, услуги здравоохранения, образования и т.д.
При этом необходимо отметить, что депутаты Государственной Думы ранее предлагали создать "карту северянина" для жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии со статьей 3 законопроекта, право на дальневосточный капитал возникает у гражданина Российской Федерации с даты его рождения на территории ДФО, а также у гражданина Российской Федерации, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, входящего в состав ДФО, не менее 5 лет по состоянию на 1 января 2021 года. По мнению Комитета, данная норма требует дополнительного обоснования, так как при реализации законопроекта лица, родившиеся и прожившие на территории ДФО и проживших на данной территории менее 5 лет по состоянию на 1 января 2021 года, не будут иметь права на дальневосточный капитал.
По мнению авторов законопроекта, для его реализации потребуются дополнительные средства из федерального бюджета. При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не представлены расчеты новых видов расходов федерального бюджета, и не определены источники и порядок финансирования расходных обязательств, что не соответствует требованиям положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При этом законопроект не определяет механизм реализации предлагаемых мер социальной поддержки.
Кроме того авторы считают, что в связи с принятием данного законопроекта не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства. Комитет отмечает, что для реализации предлагаемых законопроектом изменений, потребуется не только внесение изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, но и разработка новых.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет поддерживает актуальность и значимость дополнительной социальной помощи жителям Дальневосточного федерального округа.
Вместе с тем, по мнению Комитета, представленный законопроект требует доработки.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока не поддерживает принятие проекта федерального закона N 1101626-7 "О мерах социальной поддержки жителей Дальневосточного федерального округа" в предложенной редакции.
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.